«Пора переодеваться!»
Московский балетмейстер «плетет интриги» в Рязанской драме Лариса ЛОБАНОВА Валерий Архипов, известный в Москве по большей части как балетмейстер театра «Сатирикон», поставил в Рязани на сцене областного театра драмы уже второй спектакль в качестве режиссера. Его первым режиссерским опытом была «Дурочка» Лопе де Вега, для своей второй работы, выпущенной в марте, Валерий выбрал пьесу Пьера Мариво «Торжество любви». Конечно, и в этой новой постановке балетмейстер в режиссере «не умер».
Танцев в спектакле много, даже слишком много. И все-таки они не заслоняют собственно актерской игры. Отдающее нафталином эпохи рококо название «Торжество любви» Архипов заменил на более лаконичное, в духе времени, – «Королевская интрига». Перемена принципиальна. Любовь в спектакле – всего лишь побочный эффект интриги.
Ради этого режиссер даже немножко подправил сюжет Мариво и пересказывает предысторию в спектакле два раза. С одной стороны, для непонятливых. А с другой – чтобы показать игровые возможности театра. Сначала она звучит как пролог перед занавесом, потом разыгрывается как сцена суда-спора на фоне картинки-пантомимы.
Вообще-то – перебор. Но чувствуется, что постановщиком владеет азарт лихого лицедея – ему нравится изобретать один комедийный прием за другим, получая удовольствие от самого процесса.
Собственно, сценическая история сводится к тому, что некая молодая царица Флавия занимает трон не по наследственному праву, а благодаря козням родственников, которые, впрочем, уже отошли в мир иной. Желая восстановить справедливость, она хочет отдать престол законному наследнику, молодому Агису. Переодевшись в мужской костюм, Флавия проникает в его дом и представляется юношей Фокионом.
Героиня действует не из-за любви и уж, конечно, не из чувства справедливости, а из-за присущего ей духа авантюризма. Фраза «Пора переодеваться!» становится ключевой ко всему спектаклю, провозглашая маскарад и игру его главным пафосом.
Мариво создавал свои пьесы как коллажи, используя греческие имена, маски итальянской комедии дель арте и французского ярмарочного театра. Архипов с энтузиазмом идет по этому пути дальше. В его спектакле царит полное смешение эпох и стилей.
Здесь и Пьеро, и Арлекин, и господин в белом фраке, и амурчик с крылышками, и множество Коломбин. Флавия и служанка щеголяют в элегантных современных брючных костюмах.
Царицу Флавию играет актриса Наталья Моргуненко. Играет несколько грубовато, по-клоунски, подчеркивая собственное притворство. Сцены разыгрываются как отдельные фарсы. Чтобы завязать знакомство с Агисом, Флавия-Фокион угощает его огромной сигарой. Чтобы покорить Леонтину, которая выше ее на голову, встает на ходули.
Обольщая Гермократа, танцует эротический танец, играя подтяжками брюк.
Вероятно, Валерий Архипов предпочел бы вообще обойтись без любви в спектакле. И не потому, что он противник такого развития сюжета, а потому что сыграть любовь гораздо сложнее, чем гэг. Он старается всячески прикрыть актеров, которые не вытягивают лирическую линию, с помощью танцев, музыки, костюмов. В финале все герои переодеваются в роскошные бальные платья и фраки. С колосников опускаются белые, увитые розами колонны.
Объявляется бал. Но режиссер опять обманывает ожидания зрителей: вместо романтического вальса актеры резво танцуют нечто ритмичное и модное, подкупая зрительный зал молодым куражом и энергией.