Портрет маэстро Гайдна
Весенний фестиваль во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи, созданный известным виолончелистом и дирижером Александром Рудиным, открыл свой девятый сезон.
Каждый год под девизом "Посвящение" во Врубелевском зале объединяются музыканты из разных стран для воплощения оригинальных репертуарных и исполнительских идей. На этот раз эксклюзивный поворот "Посвящению" придаст великий венский классик Франц Йозеф Гайдн.
Само сопоставление ясного гения классической музыки Йозефа Гайдна с беспокойными мирами "безумного гения" модерна Михаила Врубеля кажется парадоксальным.
Но оригинальность фестивальной программы заключается, конечно, не в естественном контрасте декоративной среды Врубелевского зала с его Демонами и надмирным, печальным панно "Принцесса Греза" — с лучезарными творениями далекого венца. Наоборот, суть состоит именно в том, что главный герой — Гайдн — предстанет на фестивале в своем самом естественном классическом окружении — композиторов-современников, коллег, создавших "золотой век" Вены: Моцарта, Бетховена и нечасто исполняемых в наше время Сальери, Вагензайля, Диттерсдорфа и других.
Не секрет, что Рудин, составляя программы, ориентируется не на привычный топ композиторов. В его концертах рядом с Гайдном или Моцартом звучат их забытые современники, также создававшие когда-то феномен венской классики. И обнаруженные в архивах сочинения восстанавливают музыкальную картину времени, где композитор Вагензайль был авторитетом для юного Моцарта, Гайдн — критиком Бетховена, а слава Диттерсдорфа не уступала признанным сегодня гениям Вены.
Нынешний фестиваль "Посвящение" во Врубелевском зале получил живописно-музыкальное название "Портрет Гайдна на фоне Вены", и, открывая его, Александр Рудин подчеркнул: "Искусство классицизма и в музыке, и в живописи очень сбалансированно и красиво. Но сделать так, чтобы людям сегодня нравился Гайдн, так же трудно, как заставить их полюбить портреты Боровиковского или Левицкого. Мы утратили это чувство красоты. Я выделяю Гайдна, потому что в отличие от Моцарта или Бетховена он очень сбалансирован. Он — не рефлексирующий, а очень светлый гений.
И его музыка нам сейчас очень нужна".
По традиции Александр Рудин открыл "Посвящение", выступив и в качестве солиста в виолончельном Концерте Георга Кристофа Вагензайля, и в качестве дирижера в двух симфониях — 45-й ("Прощальной") Йозефа Гайдна и соль-минорной Леопольда Кожелуха, впервые исполненной в России. Правда, дирижировал маэстро не своим оркестром Musica Viva, а Таллинским камерным. Этот коллектив, основанный 15 лет назад, объединил известных эстонских музыкантов-солистов, создавших за эти годы заметные в мире интерпретации классической и современной музыки, в том числе — записи на ЕСМ произведений эстонских композиторов Арво Пярта и Эркки-Свена Тююра.
Во Врубелевском зале Таллинский камерный оркестр предстал очень ярким и внятным исполнительским коллективом, обладающим прекрасной акустикой звука, плотной сыгранностью и, главное, современной энергией, позволяющей ему исполнять музыку XVIII века с драйвом и жизненной силой, не теряя крепкий оркестровый пульс даже в утонченном венском музыкальном письме.
Симпатичная и безыскусная музыка соль-минорной симфонии Кожелуха, построенная почти на сентиментальных красотах мелодических тем и текучих гармоний, прозвучала в исполнении музыкантов пружинисто и бодро. А маэстро Рудин придал этой энергии точную и собранную форму, нигде не перехлестывающую за культурную границу венского стиля. Живое чувство этого стиля маэстро продемонстрировал и солируя в Концерте для виолончели с оркестром Вагензайля.
Свою инструментальную партию он построил как некое perpeto, как бесконечную мелодию, где весь декор — морденты, трели были не менее красноречивы, чем сама мелодическая линия, где каждый звук, самый мелкий штрих разворачивался внутри прекрасного гибкого музыкального потока. При этом грация и непринужденность рудинского музицирования высвобождали притягательную, чувственную энергию из стройных формул венской музыки.
"Гайдновский портрет" в первой программе завершила знаменитая "Прощальная" симфония с шутливым перфомансом покидающих свои пульты музыкантов. Мягкие светотени оркестровых красок, аккуратный звуковой баланс Таллинского оркестра растворились к финалу в выразительном дуэте двух оставшихся на сцене скрипок.
Когда-то сам Гайдн вместе с коллегой Томазини солировали в концовке "Прощальной", давая своему патрону Эстергази понять, как легко может прекратить существование прекрасный мир музыки, если князь не будет ценить музыкантов. На этот раз концовка "Прощальной", наоборот, стала прологом к большому гайдновскому празднику, который продлится во Врубелевском зале до 6 апреля.
В фестивале "Посвящение" предстоит концерт молодых музыкантов — Алены Баевой (скрипка), Александра Бузлова (виолончель) и Вадима Холоденко (фортепиано), которые сыграют программу сонат великой венской тройки — Гайдна, Моцарта, Бетховена (23 марта).
На исторических инструментах XVIII века ансамбль солистов The Pocket Symphony под руководством Назара Кожухаря исполнит музыку Гайдна, "шведского Моцарта" Крауза, Шоберта и других композиторов классической Вены. А для маэстро Рудина в этот вечер (28 марта) специально смонтируют хаммерклавир — старинный тип фортепиано с вертикальными струнами, на котором маэстро выступит в качестве пианиста. 30 марта Камерный оркестр Musica Viva исполнит Симфонии Гайдна и легендарного Сальери, а 6 апреля "Портрет Гайдна" завершится настоящим гала просветительской эпохи: Симфонией Диттерсдорфа под названием "Борьба человеческих страстей", Клавирным концертом сына Баха Иоганна-Христиана в исполнении Александра Рудина и ставшим уже ярким событием сезона проектом "Терезия-месса" Гайдна с участием молодых российских певцов и Камерного оркестра и хора Musica Viva.
Ирина Муравьева, rg