После большого скандала
Что бы вы сделали, оказавшись на месте директора ГАБТа? Марина Квасницкая Полгода прошло с того момента, как Владимир Урин сменил Анатолия Иксанова на посту гендиректора ГАБТа, но дальнейшая судьба этого коллектива остается, пожалуй, самой туманной. Перед Уриным сложная задача: сделать так, чтобы Большой театр перестал ассоциироваться с местом скандалов и интриг, вернув себе благородный статус ведущего театра страны. Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-оперы»:
– Я никогда не хотел бы оказаться на месте директора Большого театра. Ведь у меня есть свое место, я обречен родиться и умереть вместе с театром «Геликон-опера».
Думаю, найдено оптимальное и мудрое решение по кандидатуре гендиректора Большого театра. Только Владимир Георгиевич Урин может сейчас поднять такой театр. У руля стоит человек, который наглядно продемонстрировал свои умения: вывел Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко в ряд лучших театров страны, а то и мира. Это образцовый театр, там порядок, хорошая атмосфера, качественный репертуар и ясная художественная программа.
Теперь то же самое надо сделать и в Большом. Мои тезисы:
1. Восстановить микроклимат Сейчас у всех на слуху скандалы в Большом театре, они как тяжелая гиря перевесили интерес к творчеству. Поэтому я в первую очередь сделал бы ставку на художественную программу, и, конечно, восстанавливал бы климат творческого коллектива. Ведь зритель очень чувствует атмосферу театра, он за этим сюда и приходит.
2. Создать постоянную оперную труппу В Большом театре полностью разрушена оперная труппа. Это связано с изменением концепции театра, когда театр превратился в систему проката спектаклей стаджионе, то есть была сделана ставка на приглашенных артистов, работающих по контракту. Из-за этого афиша выглядит невыразительно: всего 3-4 оперы в месяц, которые идут блоками (артисты ведь приглашенные, они не могут играть чаще).
Мне кажется, это неправильно, ведь раньше в Большом театре пели ведущие солисты – Шаляпин, Лемешев, Козловский, Обухова, Максакова, Атлантов, Милашкина, Вишневская, Образцова, Архипова, Синявская. Вот это – созвездие Большого театра. Они олицетворяли русскую оперу.
С такими именами на афише театр выходил в мир. И эту легенду надо создать заново.
3. Выработать репертуарную стратегию Русская оперная классика составляет треть мирового репертуара. Было бы логично ставить в Большом преимущественно российские оперы Римского-Корсакова, Шостаковича, Прокофьева и других наших композиторов. Это привлекательно и для иностранцев – посмотреть то, что они нигде больше не увидят: русскую оперу силами российского театра.
Такой имперский по своему масштабу театр должен нести внятную художественную политику, свой стиль. Хотелось бы понимать, что театр проповедует. И, конечно, хотелось бы увидеть нового Шаляпина, ведь именно Шаляпин в свое время был эталоном оперного артиста.
Не зря его талант почитали во всем мире, а Станиславский писал свою систему, опираясь на его актерские достижения. Вот это масштаб!
За последние годы политика театра стала невнятной. Меня всегда удивляло, что рядом с авангардными постановками тут могут идти совершенно архаичные премьеры, абсолютно похожие на то, что недавно снято с репертуара. Такое же недоумение вызывала и политика некоторых музыкальных руководителей.
Некоторые из них, например, планомерно истребляли спектакли Покровского, хотя адекватной замены нет.
4. Решить судьбу сценических площадок Еще один вопрос художественной политики: как распорядиться двумя сценами – исторической и Новой. Каждая площадка диктует свой стиль. Новую сцену логично было бы отвести под экспериментальную площадку, а на исторической играть постановки, считающиеся национальной гордостью.
Но это уже мое личное мнение.
5. Победить бюрократию Недавно я делал в Большом театре юбилейный концерт Елены Образцовой и еще раз убедился, что там собраны уникальные специалисты. Первоклассная постановочная часть. Хорошо работает издательский отдел, выпуская буклеты и рекламную продукцию. Этот опыт многим хочется перенять. Но при этом очевидно, что велик бюрократический аппарат.
Над этим надо тоже основательно поработать.
Михаил Швыдкой, художественный руководитель Театра мюзикла:
– Чтобы Большой театр перестал быть местом скандалов, надо ставить большие художественные задачи. Например, такие:
1. Объявить программу развития Если опера поет, балет танцует, оркестр играет, и все понимают художественные задачи, то все конфликты отходят на второй план. В Большом театре это сложно сделать, потому что артисты выступают в 2-3-х составах. И оркестр, и кордебалет тоже работают в 2-х составах.
Поэтому недовольные будут всегда. Погасить недовольство легче, если есть творческие задачи и серьезная вера в своего художественного руководителя. Людям нужна перспектива. Куда двигаться?
Ведь люди работают не только из-за денег.
2. Разработать стиль Большой театр – уникальное явление. Он имеет свое отличие от Мариинского театра, например. Кто бы ни работал в этом театре – Светланов, Григорович, Рождественский, Покровский, все равно это будет Большой театр, а не театр Светланова, например.
Для сравнения: Мариинский театр сейчас – это театр Валерия Гергиева, а был театром Виноградова и Темирканова. То есть театр при наличии крупного лидера, персонифицируется с его именем. Но у Большого театра своя, совершенно особая конструкция, почти мистериальная, метафизическая.
Там крупная индивидуальность неизбежно становится частью большой структуры. Так сложилось исторически. Не Большой театр служит Урину или Филину, а они служат ему.
Этот бренд поглощает индивидуальности.
У каждого театра свои традиции, свое лицо. Мариинский – императорский театр. Там серьезный западный репертуар. А Большой театр всегда был в первую очередь русским.
И таким должен оставаться даже в тот вечер, когда на его сцене идет итальянская опера.
3. Пересмотреть систему стаджионе Есть мнение, что оперная труппа ослаблена системой стаджионе. Но это следствие финансовой политики – в начале нулевых были трудности. Тогда система приглашенных солистов была разумным выходом из ситуации.
Поэтому не было задачи сформировать постоянную труппу. Лично я и сейчас до конца не уверен, что в Большом театре возможна безупречная оперная труппа, которая не нуждается в приглашенных солистах. Для оперы Вагнера, Верди нужны совершенно особые солисты, которые путешествуют по миру, восполняя потребности разных театров. С балетной труппой проще.
Наша школа балета позволяет полноценно освоить любую стилистику.
Думаю, что идеальный вариант – сформировать труппу под русскую оперу. По традиции наши оперные певцы прекрасно исполняют оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова. Логично развивать именно эту национальную традицию.
4. Не гнаться за количеством Мое личное мнение: не надо гнаться не за количеством премьер, а продуктивнее сосредоточиться на повышении качеств. Сходите на «Травиату» и увидите, что театру есть чем гордиться.
Надо отдать должное и Анатолию Иксанову. Поверьте, к моменту смены директора не было катастрофы. В принципе, кадровые перестановки – не показатель бедственного положения. Еще при Анатолии Иксанове была создана замечательная Молодежная программа Большого театра.
Появились все шансы укрепить оперную труппу. Хотя это не исключает того, что придется искать уникального тенора на Украине, например, или в другом регионе постсоветского пространства. Это нормально.
5. Изменить пиар-контент Как избавиться от шумихи вокруг скандалов? Нужно изменить пиар-контент Большого театра. Создать нормальную атмосферу и все! А для этого надо активнее обсуждать достижения театра, его текущие спектакли.
Театральная общественность должна больше внимания уделять позитивным моментам и не гоняться за жаренными фактами. Ведь такая сосредоточенность на теневых сторонах жизни – это дурная привычка.