Прадед «Театрала»

Из истории российских театральных журналов Виктор БОРЗЕНКО   «Сегодня театр кормит зрителя некачественной пищей. Нет былых идеалов, артисты больше не стремятся извлечь из своей роли хоть что-нибудь полезное для души… На сцене идут смешные пьесы, которые должны принести доход театральной дирекции, но никто не задумывается, какой ущерб они приносят человеческой душе».Прадед «Театрала» Эти строчки мы прочитали в журнале «Театрал» за 1897 год.

Много времени прошло, а кажется, что написано это сегодня… До революции у нашего журнала был прадедушка – небольшого формата журнал «Театрал», который издавался в Москве в 1895–1897 годах. Правда, тот журнал терялся на фоне своих собратьев.

Это было время, когда в Москве и Петербурге выходили десятки театральных изданий, много редакций существовало и в провинции. Театральный журнал был настолько же распространенным явлением, как сегодня театральный сайт. Дошло до того, что к началу ХХ века целый ряд театров обзавелся собственной прессой.

Например, Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам», а Таиров – газету «7 дней Московского камерного театра». В 1930-е годы появились газеты «Вахтанговец», «Малый театр», «Стройка Театра Красной армии» и т.д. В общей сложности до революции в России выпускалось свыше 300 журналов и газет по театру, а в советское время – около 500.

Однако сегодня мы расскажем только о журнале «Театрал» конца XIX века.

«Четвероногие артисты»

В принципе мало что изменилось с тех пор. Как и сегодня, журнал продавался в книжных магазинах, в театрах перед началом спектаклей и распространялся по подписке. Редактор «Театрала» Федор Куманин был настоящим ценителем драматического искусства: он любил талант Марии Ермоловой (актриса Малого театра) и один из первых обратил внимание на игру Веры Комиссаржевской – великой актрисы, которую в ту пору недооценивали критики. Несмотря на личные вкусы редактора, «Театрал» никогда не призывал публику любить одних артистов и насмехаться над другими.

Это был интеллигентный журнал, который хотел в увлекательной форме говорить о театре. Главная задача журнала заключалась в том, чтобы заинтересовать широкую публику сценическим искусством.

На первых страницах каждого номера печатались пьесы современных авторов. Интересно, что пьесы эти появлялись не ДО постановки на сцене, а ПОСЛЕ. Редакция заранее договаривалась с драматургом, чтобы свою пьесу он разрешил напечатать именно в этом журнале.

До революции публика любила перечитывать именно те пьесы, которые видела в театре. Наиболее оригинальные фразы заучивались и переписывались в семейный альбом.

В семейный альбом переписывались также и эпиграммы, которые «Театрал» старался печатать в каждом номере. Наиболее часто они появлялись в рубрике «Записки старого актера». Так, на смерть комика Петра Степанова один из авторов написал:

Мой Бог! Как рок несправедлив!

Зачем не тот он вынул номер?

Степанов благородный помер,

А сукин сын, собака, жив.

(См. «Театрал», 1897, №110, с. 63.)

В том же номере публиковалась эпиграмма по поводу приезда в Москву дрессировщиков Дуровых с собаками:

Возникли новые вопросы

О том, как сцену понимать,

Явились моськи и барбосы

Артистов наших заменять.

Не правда ли, напоминает стиль современных эпиграмм Валентина Гафта? Однако до рождения Гафта было еще полвека. Эпиграмма заканчивалась такими строчками:

О, критики, фельетонисты!

Страшитесь нападать на них:

Четвероногие артисты

Скорей облают вас самих.

«Перегримского платья не надевать»

Одна из любимых рубрик «Театрала» называлась «Из прошлого императорских театров». Например, в №109 за 1897 год автор рассказывал о петербургских маскарадах XVIII века. «При императрице Елизавете Петровне, – пишет он, – маскарады стали устраиваться с большой роскошью и угощением от двора. Сама императрица, любившая вообще увеселения, принимала в маскарадах деятельное участие. Маскарады начинались тогда в 4 часа пополудни и могли продолжаться несколько дней.

Например, на 25 апреля 1748 года назначен был «бал пополудни в галерее при дворе», на 26 число «в оперном доме итальянское действие, пастораль», а 28 – маскарад. При расписании маскарада сделаны приписки: «перегримского платья и собственного не надевать».

История русского театра вызывала большой читательский интерес. Театральных библиотек было мало, а театроведческой науки еще не существовало, поэтому любые публикации о прошлом русского театра читатели хранили долгие годы. Чтобы облегчить эту задачу, сотрудники «Театрала» ввели специальную услугу для подписчиков: полугодовую подборку журнальных номеров можно было переплести в виде отдельной книжечки.

В чужом амплуа играть запрещается

Театральными проблемами до революции занимался, как и сегодня, Союз театральных деятелей. Правда, в то время он именовался по-другому: Императорское российское театральное общество. На съездах обсуждались дальнейшие пути развития театра, обозначались наиболее актуальные проблемы современной сцены.

К этим съездам театральщики готовились заранее. Им в помощь «Театрал» публиковал статьи под названием «Мысли о современном театре и его нуждах» (см. «Театрал», № 109 за 1897 год). Что волновало наших коллег в старину? В точности то же самое, что и сегодня. «Разве можно винить актера за то, что он плохо играет? – задавался вопросом автор со звучной фамилией Керенский. – Находясь в полной зависимости от антрепренера, который бесчеловечно его эксплуатирует, в постоянной погоне за куском хлеба, играя почти ежедневно, не имея даже возможности прочесть роль, актер не может и не имеет сил не только хорошо играть, но даже как-нибудь играть».

Но при этом автор оправдывал и публику: «Публика тоже по-своему права, – продолжает он, – каждый с большим удовольствием пойдет в опереттку, чем на какую-нибудь драму, где ни один актер не знает роли».

Выход из сложившейся ситуации «Театрал» предлагал такой: «1. Учредить городские и казенные театры. 2. Установить известный ценз для актеров, запретив артистам играть не в своем амплуа».

Каждый номер журнала закрывался рубрикой «Современное обозрение». Здесь публиковались небольшие заметки о театральной жизни российских городов. Например, такая: «Сообщают из Ташкента.

Несмотря на плохие сборы, товарищество драматических артистов под управлением Н.Е. Максимова продолжает давать спектакли; причины плохих сборов: теперешний состав труппы и распределение ролей между ее артистами. Обстановка невозможная, срепетировки никакой, отношение к делу вообще, как видно, халатное…».

Валерий ФОКИН: – Любая стабильность на фоне кризиса вызывает мое искреннее уважение. Стабильность журнала «Театрал» в период, когда театральной критике и журналистике крайне трудно завоевать доверие художника и читателя, – это результат. За пять лет журнал «Театрал» сумел вписаться в череду специфически театральных изданий и выжить на этом довольно изуродованном поле, на котором в последние годы было слишком много потерь.

Одно из самых, на мой взгляд, важных и раритетных направлений журнала – это многочисленные публикации о российском провинциальном театре. В ежедневной прессе эта отрасль сегодня практически игнорируется: по газетам гораздо проще узнать, что происходит в театрах Лондона или Вены, чем Екатеринбурга и Омска. «Театрал» эту несправедливую информационную лакуну пытается залатать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *