Предлагаемые обстоятельства

Наталия КИРСТА   «Театрал» не все время в театре. Он любит жизнь, любит пойти куда-нибудь после спектакля, да и до спектакля. И вообще, жизнь – самый замечательный театр, который сам порождает сюжеты. Поговорить с нами о жизни, театре, театрализации повседневности мы попросили известного театрального художника Павла Каплевича.

Местом встречи стал небольшой ресторан, образ которого – работа его рук. – Павел, скажите, эта симпатичная старая мансарда – ваша работа. Люди, когда заказывали интерьер, они же специально обращались к вам как к театральному художнику.

– Я делал этот интерьер много лет назад, не был здесь уже давно и рад, что все это по-прежнему существует. Люди, которые меня пригласили сделать этот ресторан, – мои друзья. Здесь вообще была ситуация нестандартная. «Старая мансарда» – ресторан бизнес-центра, ориентированный в основном на бизнес-ланчи для сотрудников, на корпоративные вечеринки для своих.

– Таковы предлагаемые обстоятельства.

– Предлагаемые обстоятельства состоят в том, что мы находимся в подвале. А у вас есть ощущение подвала?

– Нет, конечно. Я понимаю, что мы спускались по лестнице.

– Мы глубоко спускались по лестнице, а сидим в мансарде. Была задача, сделать место отдыха, где люди могут отключиться от офисной обстановки, не выходя из бизнес-центра. Место отдыха в подвале – это все-таки мрачно, особенно для ежедневных обедов. Мы и сделали мансарду.

Вот окошки, там еще раньше облака за ними бежали. Было очень красиво. Но облака отключили – у людей, которые на них смотрели, пропадало ощущение времени.

– Все равно, даже без бегущих облаков, здесь времени нет. Сегодняшнего времени.

– А вы знаете, что этот ресторанчик – единственный, который остался из тех, что я делал.

– Почему?

– Я уже говорил, не все любят театр.

[%4414%]– Но это же так здорово, попасть в мир, придуманный, необычный, отличающийся от того, который за окном.

– Это вам так кажется. Не все любят предлагаемые обстоятельства. В самых популярных ресторанах интерьеры стильные, но нейтральные.

Рестораторы, нацеленные на бизнес, знают, что нравится большей части их публики. Знаете, что отталкивает людей от яркой стилизации, от театральности пространства? Такое пространство диктует человеку свои правила игры, делает его персонажем чужой пьесы.

А человек этого не всегда хочет. Большинство хочет создавать свои обстоятельства, диктовать миру свои правила. Театр вообще требует от человека очень много, главное, сопричастности, включения, сопереживания. То есть дополнительной ответственности.

Кино, телевидение требуют меньше.

– Поэтому у них аудитория шире. Вы ведь тоже не постоянно занимаетесь театром. Этот интерьер – только маленький пример, мелкий факт из творческой биографии.

– Наверное, я слишком много лет в театре. Знаете, меня уже не так активно туда и приглашают. Сейчас и театр меняется. И я тоже.

Уже не могу быть просто функцией у режиссера, мне нужен совместный проект, равные условия творчества. Быть прорабом на пошиве костюмов – не мое. Работал с удовольствием с Мирзоевым, но ведь такое уже не может повториться.

Иногда работаю с Жолдаком, проект прекрасный сделали, все фестивали объехали. Но уже думаю, работал бы с ним постоянно – уже бы расстались.

– Что действительно совсем нет приглашений?

– Есть одно. Александр Сокуров позвал делать с ним для Большого «Бориса Годунова». Но это будет не скоро.

А сейчас вместе с режиссером Олегом Тепцовым мы начинаем работу над большим телепроектом. Это будет серия исторических новелл о самых известных любовных треугольниках. Знаете, когда люди читают сценарии, они думают, это мы сами выдумали!

Там такие потрясающие факты – и они реальные. И люди – исторические персонажи, они были, они не придуманные. Истории Блока, Маяковского, Коллонтай.

Вы знаете, в чем причина непопулярности России, как туристической страны? Нет, не только в том, что нет хороших гостиниц и война на Кавказе. Важен имидж, те бренды, имена, с которыми ассоциируется страна у иностранцев.

И это не Чайковский. Я изучал специально этот вопрос. Наш бренд по-прежнему Сталин, Ленин, тирания, даже тот же самый медведь – не самое безобидное животное.

Страна ассоциируется с чем-то диким. Да и здесь внутри страны, когда идет речь об истории, кого мы в первую очередь вспоминаем?

– Вы хотите таким сериалом изменить восприятие страны?

– Я хочу, чтобы персонажи – реально жившие люди – постепенно вошли в массовое сознание, становились новыми культурными брендами. Сколько уже можно о тиранах?

СПРАВКА

Павел Каплевич, один из самых модных театральных художников столицы. Закончил актерский факультет Школы-студии МХАТ, работал актером, начал рисовать в 23 года. Спектакли на московских сценах:
«Укрощение строптивой» (театр им. Станиславского);
«Две женщины» («Ленком»);
«Сирано де Бержерак» (им. Вахтангова);
«Гроза» («Современник»);
«Тартюф» (МХТ им. Чехова)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *