Премьера спектакля «Доходное место»
театр «Комиссаржевской В.Ф. театр»
А.Н. Островский. «Доходное место»
Премьера — 5, 6 марта
Режиссер – Лауреат Гос. Премии РФ Игорь Коняев
Художники – Петр Окунев, Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету – Денис Солнцев
Музыкальное оформление – з. р. к. России Владлен Неплох
Хореограф – Мария Кораблева
А.Островский и Петербург
К концу 1850-х в творчестве Островского назревают крупные перемены. Он постепенно отходит от кружка друзей, сформировавшегося вокруг редакции «Москвитянина». Москвич до мозга костей, он все больше сближается с петербургской редакцией «Современника». А в 1860-х годах именно здесь, в театре им.
В.Ф.Комиссаржевской (тогда — в театральном зале Пассажа) участвует как актер в постановке любительской труппой своей пьесы «Свои люди — сочтемся». И это не было удивительным: в те годы здесь устраивались лекции и проводились литературно-драматические вечера, любительские труппы играли спектакли, выступали писатели Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Писемский.
История «Доходного места»
Летом 1856 г. Александр Островский (ему недавно исполнилось 33 года) отправился в путешествие к истокам Волги. Случилось дорожное несчастье: лошади понесли, тарантас перевернулся. Несколько месяцев он лежал со сложными переломами и написал пьесу с броским и выразительным названием «Доходное место»: историю жизни недавнего выпускника Московского университета Василия Жадова, обыкновенного юноши, интеллигентного, по-детски чистого, увлекающегося.
«Доходное место» А.Островского — о том, как молодой человек пытается остаться честным и порядочным в мире, где богатство вызывает уважение, а бедность – порок. Его любящая жена, устав от бедности, умоляет пойти на поклон к богатому родственнику и попросить «доходное» место…. Молодой чиновник, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что едва не отступается от юношеских идеалов. В последний момент он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».
Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно — Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе…
Не случайно цензура запретила постановку пьесы. Шесть лет Островский и его друзья хлопотали о судьбе комедии. Интерес к ней все возрастал, ее читали в салонах, литературных кружках.
Удивительно другое – и после «перемен» пьеса часто оказывалась «неудобной». Например, в 1967 году «Доходное место» Марка Захарова в Московском театре Сатиры с Андреем Мироновым в главной роли было снято с репертуара…
«Доходное место» в театре им.В.Ф.Комиссаржевской
Сегодня доходное место для многих становится наваждением, знаком эпохи Денег. Режиссер спектакля Игорь Коняев, лауреат Государственной премии РФ, завоевавший известность в России постановками современной и классической драматургии («Московский хор» Людмилы Петрушевской, «Похороните меня за плинтусом» П.Санаева и пр.), ставит спектакль как «старую комедию о современной жизни»: Надо ли быть честным человеком и верить в любовь? Надо ли говорить правду или необходимо все время лгать? Надо ли воровать, чтобы разбогатеть?
Можно ли усердно работать и заработать много денег, или коррупция неистребима и вечна?
Пьеса «Доходное место» классика Островского напоминает сегодняшние раздумья о вреде бедности: с одной стороны, быть бедным и гордым – стыдно, а с другой – быть честным богатым не получается…. Мужчина не имеет право быть бедным, иначе его и за мужчину считать-то не будут; богатый – благороден, и не важно, каким способом это богатство нажито, а любовь к бедному – юродство и от нее нужно избавляться….Деньги правят миром и определяют место человека в этом мире. И снова люди, как Илья Муромец в русской сказке, стоят перед выбором — какую дорогу выбрать, какую часть души выгоднее продать….
Театр задает вопросы и сегодня, когда на все повешены «ценники» – на чувства, семью, любовь и честь. Все покупается, но все ли продается? Хотелось бы надеяться, что такие простые и уже волшебные слова «Честь», «Достоинство» и «Любовь» мы не оставили навсегда в прекраснодушном XIX веке…
Это, вот видишь ли, есть такая дурацкая философия, я недавно в одном доме слышала, нынче она в моду пошла. Они забрали себе в голову, что умней всех на свете, а то все дураки да взяточники. Мы, говорят, не хотим брать взяток, хотим жить одним жалованьем.
За кого ж дочерей-то отдавать? Ведь этак, чего доброго, и род человеческий прекратится. Взятки! Что за слово взятки?
Сами ж его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность! А от благодарности отказываться грех, обидеть человека надо. Коли ты холостой человек, на тебя и суда нет, юродствуй, как знаешь. А коли женился, так умей жить с женой, не обманывай родителей.
За что они терзают родительское сердце? Уж коли хотят жениться, так и женились бы на каких-нибудь заблужденных, которым все равно, что барыней быть, что кухаркой…
В спектакле заняты актеры:
народный артист России Иван Краско, заслуженные артисты России Владимир Богданов, Елена Симонова, Маргарита Бычкова, Евгений Иванов, заслуженный деятель культуры России Александр Вонтов, артисты Владимир Крылов, Ольга Арикова, Александра Сыдорук, Елизавета Нилова, Елена Андреева, Татьяна Бондаренко, Родион Приходько, Александр Анисимов, Егор Бакулин, Иван Васильев, Константин Демидов, Юрий Ершов, Александр Макин.