Премьера спектакля «Саранча»
театр «Театр Сатиры на Васильевском»
26, 27, 28, 29 октября
в театре Сатиры на Васильевском –
премьера спектакля «Саранча»
Биляна Срблянович «САРАНЧА»
Режиссер-постановщик – АНДЖЕЙ БУБЕНЬ
В спектакле заняты: н.а.России Наталья Кутасова, н.а.России Юрий Ицков, з.а.России Сергей Лысов, з.а.России Елена Рахленко, з.а.России Артем Цыпин, з.а.России Евгений Чудаков, з.а.России Виктор Шубин, артисты Линда Лазарева, Игорь Николаев, Дмитрий Воробьев
В начале главным режиссером театра Сатиры на Васильевском стал Анджей Бубень (Польша), выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Для своего дебюта в качестве главного режиссера театра Сатиры на Васильевском он выбрал пьесу Биляны Срблянович «Саранча», увидев в ней современную притчу о том, во что превращаются люди, когда теряют способность любить.
Биляна Срблянович — современный сербский драматург. По высказываниям современников, ее пьесы совершили переворот в театральной жизни 90-х годов и начале нового столетия. В одном из интервью она призналась, что пишет о том, что не дает ей покоя и считает, что обязанность каждого человека — стремление изменить окружающий мир. Наиболее интересными по своей форме являются пьесы Срблянович о семейных конфликтах поколений, одна из которых – «Саранча».
Семья представлена отношениями отца и сына, матери и дочери, снохи и тестя, дедушки и внучки, пожилого мужчины и молодой женщины (четыре поколения — от 11-летней девочки до 80-летнего старика). Старики рассуждают о будущем, а их дети о том, как они доживут до старости, испытывая непреодолимый страх смерти. Общее в их диалогах и монологах одно — подчиняясь законам общества, никто из них не способен проявить чувство любви к ближнему и взаимопонимание.
Срблянович представляет семейную ситуацию в обратной перспективе: если в сказке братьев Гримм детей бросают в лесу, в пьесе «Саранча» дети оставляют немощного отца одного на произвол судьбы на автостоянке, без документов, чтобы он не мог вернуться домой. Первоначально пьеса носила название «Мой отец играет в лото». Срблянович считала, что оно более точно отражало свойственный сербам образ мышления и мировоззрение — ожидание удачи, которая невзначай упадет с неба.
Ясно, что кроме дождя и бомб ничего с неба не падало, поэтому метафорическое название «Саранча» оказалось более емким.
Драма была написана для Югославского Драматического Театра в Белграде, спектакль в режиссуре Деяна Мияча был признан лучшим на фестивале Стерия-2006, спектакль в театре Юного Зрителя в Загребе был важным театральным событием в хорватской театральной жизни. В Тесалониках драматург Биляна Срблянович была удостоена награды «Новая Театральная Действительность».
В драматургии Срблянович заложена некая провокация для режиссерской фантазии – условие, необходимое для хорошего театра.