Премия Фигаро и День Рождения Андрея Миронова
театр «Русская антреприза им. А.Миронова»
8 Марта –
Премия "Фигаро" и День Рождения Андрея Миронова
А в Москве только что завершились десятидневные гастроли театра имени Миронова,
на которых были показаны одиннадцать (!) спектаклей.
8 марта в Санкт-Петербурге на сцене театра имени Андрея Миронова в 19.00 состоится первая торжественная церемония вручения Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро». Премия учреждена театром по инициативе его создателя, народного артиста России Рудольфа Фурманова и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга.
Вручение премии – это завершающий аккорд в праздновании дорогих для российской культуры театральных событий – она приурочена к 100-летию со дня рождения Марии Владимировны Мироновой и 70-летию (ну кто в это может поверить…) самого шампанского и навсегда оставшегося молодым артиста Андрея Александровича Миронова.
В преддверии этой даты – 8 марта – с 11 по 21 февраля в Москве прошли беспрецедентные для нашей нынешней театральной жизни последнего десятилетия гастроли Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза», носящего имя Андрея Миронова.
Петербургский театр (без перерывов, без выходных) показал на прекрасной сцене театра имени Станиславского, одиннадцать (!) лучших своих спектаклей. Гастроли открылись спектаклем «Дни нашей жизни» Л.Андреева, где совершенно тонким и неожиданным «надсюжетом» зазвучали так непринятые сегодня слова любви к Москве. И искреннее многоголосье актерской молодежи со сцены: «Пей за Москву, ребята.
За Большой и за Малый», действие, начавшееся на Воробьевых горах, и сам спектакль, игравшийся в непосредственной близости от старого сада «Аквариум» Шарля Омона (где происходит часть действия) скорректировали 10 гастрольных дней на абсолютную зрительскую любовь к этому петербургскому театру.
Кроме «Дней нашей жизни» москвичи увидели «Господ Г…», «булгаковский «Бег», «Пучину», «Обломова» и «Мертвые души», две постановки по пьесам Василия Сигарева «Детектор лжи» и «Гупёшку», а также «Красотку и семью» Моэма, «Удивительную игру…» Р.Фурманова. Закрывались гастроли «Плодами просвещения» в постановке Юрия Цуркану.
Сергей Русскин, Сергей Кузнецов, Сергей Дьячков и Сергей Барковский (есть видимо, что-то магическое в этом имени), а также Александр Чевычелов, Лев Елисеев, Леонид Неведомский, Юрий Лазарев, Аркадий Коваль, Рудольф Фурманов, Евгений Баранов, Анатолий Горин, Владимир Матвеев, петербургские актрисы Ольга Антонова, Нелли Попова, Мария Лаврова, Ирина Мазуркевич стали любимцами публики, их долго не отпускали со сцены, награждая овациями. Постановки учеников Г.А.Товстоногова Юрия Цуркану и Влада Фурмана были отмечены, как живое, емкое и своевременное продолжение товстоноговских традиций развития русского психологического театра. Острое, современное, имеющее свой язык и свой неповторимый стиль.
Пора сказать, что прием спектаклей театра имени Миронова и их зрительская и профессиональная оценка, это собственно, победа и успех всего петербургского театра, объединившего в своей труппе – самых лучших артистов Северной Пальмиры, которые играют на его сцене подчас лучшие свои роли. Их выдающееся исполнение — это убедительная победа и самой модели театра имени Миронова – контрактного репертуарного негосударственного театра, сложившего свой некоммерческий репертуар только из лучших образцов классической и современной драматургии.
Неоценимую помощь оказали театру Российские Железные Дороги, Президент В.Якунин – помогая по настоящему комфортному перемещению артистов из Питера в Москву и обратно. Комфорт и жесткое отношение к организации некоммерческих гастролей была чертой, к которой Фурманов отнесся с особым пристрастием.
Итог гастролей – это потрясающая самоотдача всего театра имени Миронова. Постановочная часть театра напоминала команду самураев (камикадзе – как добавляли они про себя). Чтобы спектакли шли нон-стоп, их монтировка проходила ночи напролет.
И ни единой накладки, ни одного срыва.
Еще одна важная деталь. Спектакли театра, выращенные на весьма ограниченной родной сцене бывшего петербургского кинотеатра «Арс», «развернулись» на сцене театра имени Станиславского – так красиво и мощно, обнаружив такое глубокое творческое «дыхание», что многие артисты труппы стали желать Рудольфу Фурманову новой большой сцены.
Были на этих гастролях и свои лирические сюжеты, придавшие им особый флер. Вся труппа и постановочная часть театра, по желанию Р.Д.Фурманова, жили в гостинице «Пекин», и окна номеров выходили на театр Сатиры, на служебный вход, куда много лет подряд входил Андрей Миронов. А некоторые сюжеты сложились сами: прямо из окон был виден и бывший сад Омон, место действия «Дней нашей жизни», и «нехорошая квартира» М.А.Булгакова, куда, после московской премьеры булгаковского «Бега», совершенно случайно уже снежной ночью забрел постановщик спектакля Юрий Цуркану. Гастроли проходили на сцене театра имени Станиславского, на Тверской 23, где до революции находился… тоже кинотеатр «Арс». На сцене театра работали Евгений Урбанский, Евгений Леонов, ставил свои гениальные спектакли Анатолий Васильев.
И Рудольфу Фурманову хотелось верить, что в его временной гастрольной гримерке, гримировался именно Евгений Павлович Леонов, с которым у Фурманова были связаны годы долгой творческой дружбы.
На закрытии гастролей говорилось о том, что они как будто восстанавливают старые театральные времена, когда театры приезжали друг другу в гости. Гостями на спектаклях театра были люди, чей творческий и человеческий авторитет безукоризнен.
Среди зрителей были Валентин Гафт и Роман Виктюк, Эдвард Радзинский и Наина Иосифовна Ельцина, Элина Быстрицкая, Людмила Чурсина, Людмила Поргина, коллеги Андрея Миронова по театру Сатиры, его партнерши по спектаклю «Фигаро» Нина Корниенко и Вера Васильева, были Ванда Леонова и Зоя Зелинская, Надежда Папанова-Каратаева, Наталья Фекленко, академик Алексей Бартошевич, Клара Новикова, поэт Александра Очирова. После просмотра спектакля «Господа Г.» Эдвард Радзинский сказал, что «вот таким и должен быть Настоящий театр. Вы достигли уровня товстоноговских «Мещан».
Успех гастролей театра имени Андрея Миронова – это успех русского репертуарного некоммерческого театра. Театра, который умеет объединять и раскрывать таланты. И еще они показали, что театр имени Миронова – это настоящий, живой памятник Артисту.
8 марта в Петербурге состоится вручение учрежденной по инициативе Рудольфа Фурманова Российской Национальной актерской премии «Фигаро» имени Андрея Миронова. Вручение премии — это завершающий аккорд в праздновании памятных дат М.В.Мироновой и А.А.Миронова.
Само название премии – необыкновенно театрально и артистично. И кажется, что просто предназначено, чтобы отмечать высшие достижения в области актерского драматического искусства. И еще кажется, что такая актерская премия должна была быть придумана давно, настолько – в точку.
Теперь – придумана. Родилась.
Это не денежная премия, но ее авторитет должен быть очень высок. Это событие уже не просто петербургского, а российского масштаба.
Символ премии – фигуру Андрея Миронова в роли «Фигаро» из бисквитного фарфора изготовили по оригинальным эскизам на Императорском фарфоровом заводе. (Мария Владимировна Миронова коллекционировала фарфор, всем известна ее коллекция фарфоровых тарелок). Скульптор – Марина Никольская.
Роспись статуэтки-символа тонка. Знаменитый костюм Фигаро соблюден безукоризненно, но дан легким «абрисом», рисунок не доминирует, а только оттеняет благородство и возвышенную чистоту образа. Но вот чего нет в символе премии – так это ложной патетики. Белый цвет – доминанта фарфорового Фигаро.
И только золотая волна коснулась челки героя. И только красная роза в отведенной назад правой руке. Его поза – реальная поза Миронова в роли, ставшая совершенной. В ней есть полет. И найденный случайный естественный жест – левая рука легко скользит верх – стал неслучайным.
В нем выброс пальцев Фигаро-Миронова – почти точное повторение буквы «V» — символа Победы.
Финансовый эквивалент этих статуэток весьма высок. Стоимость одной фигурки 300 000 рублей. Есть у премии и специальный приз – фарфоровая миниатюра, изображающая Андрея Миронова в трех ролях: Фигаро, Дон-Жуана и Хлестакова.
Визуальные образы долго выбирали в театре. Специальный приз будет вручаться не актерам, а людям, чья деятельность имела и имеет огромное влияние и значение для развития отечественной театральной культуры.
Премия будет вручаться как столичным, так и провинциальным актерам. За роли, сыгранные в последние три года. Для этого уже с 9 марта начнет подробную работу комитет премии.
8 марта – в день 70-летия Андрея Миронова состоится первая торжественная церемония, по сути представление и презентация премии. Ее первые лауреаты – зададут ее высоту и престиж.
8 марта премия будет вручена в двух основных номинациях — «За блистательное исполнение ролей на театральной сцене в ) и «За служение театральному Отечеству».
8 марта на сцену театра имени Андрея Миронова выйдут Лауреаты первой премии «Фигаро» – Валентин Гафт, Светлана Крючкова, Юрий Яковлев, Николай Караченцов, Мария Миронова и Евгений Миронов (в том числе и за вызвавшее бурю эмоций и откликов исполнение ими ролей в спектакля Э.Някрошюса «Калигула», так понравившегося Р.Д.Фурманову), Сергей Дьячков, Сергей Барковский и Нелли Попова.
Специальные призы за вклад в российскую культуру будут вручены писателю Даниилу Гранину, доктору искусствоведения, профессору, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, лауреату премии К. С. Станиславского Алексею Вадимовичу Бартошевичу и писателю, журналисту, критику Татьяне Москвиной.
В этот вечер — на сцену театра имени Миронова выйдут и Лауреаты Международного конкурса актерской песни имени Андрея Миронова Е.Мартыненко, Ю.Шубарева, «Кавалер-дуэт» В.Балагина и А.Коптева, М.Яковлева.
Вручать «Фигаро» первым лауреатам будут выдающиеся кинематографисты (ведь жизнь Андрея Миронова была неразрывно связана с кино) – Александр Сокуров, Владимир Бортко, Алексей Учитель, Дмитрий Месхиев, а также композитор и продюсер Андрей Сигле, певица Людмила Сенчина. Артисты «Цирка на Фонтанке» готовят свои сюрприз Лауреатам.