«При смене власти пропали кассир и бухгалтер…»
Кризис в Русском театре драмы имени Чингиза Айтматова (Бишкек) Елена Милиенко Русский театр в Бишкеке лишился своего репертуара, поскольку бывший директор, покидая коллектив, забрал не только важные документы, но оборудование и костюмы. Кроме того, оставил театр в долгах и судебных исках. Все это тяжелое наследство досталось Александру Кулинскому – новому директору, которому предстоит выводить театр из кризиса… – Александр Владимирович, не знаю поздравлять вас с назначением на должность или сочувствовать…
– Я и сам понять не могу, как к этому относиться. Но, видимо, такова моя участь – разрешать кризисные ситуации. Потому что еще недавно я возглавлял редакцию местной газеты, которую один владелец отбирал у другого.
– Прежний директор оставил вам массу проблем. Как вы с ними справляетесь?
– Да, трудностей хватает, что и говорить. Достаточно сказать, что на апрель долг нашего театра по разным статьям составил 4 млн сомов (это почти 1 млн. долларов). Для Киргизии деньги огромные! Но половину мы уже погасили, так что потихоньку расплачиваемся.
Кроме того, бывший директор, желая навредить нам, забрал с собою печать и всю документацию. Пришлось перерегистрироваться… Вместе с печатью пропали кассир и главный бухгалтер – перестали ходить на работу. Я их уволил и набрал новую команду.
А еще он унес с собой костюмы, звуковую и световую аппаратуру, а также лишил наш театр собственного сайта. Короче говоря, навредил нам настолько, что мы потеряли 52 спектакля. Не ищите никакой подоплеки: просто он авантюрист: был назначен в театр под давлением высокого начальства и делал что хотел.
Позже вскрылось, что у него есть судимость, а сейчас на него заведено несколько уголовных дел (причем одно из них в Германии). Несмотря на это, нашлись артисты, которые были против увольнения директора…
– Они ушли из театра?
– Нет, все остались. У нас в труппе «текучки» нет. Разве что два человека покинули театр, поскольку поступили в Екатеринбургский театральный институт.
– А зачем им институт, если они уже играют на сцене?
– Дело в том, что у большинства наших артистов нет профессионального образования (почти все окончили студию при театре), в труппе множество детей. Им буквально по 15–16 лет. Как с ними работать? Главный режиссер ломает голову над тем, как построить репертуар. Но все же первые победы у нас есть.
Скажем, совсем недавно в репертуаре появилось два новых спектакля: «При чужих свечах» Птушкиной и «Театру конец» по пьесе австрийского драматурга Габриэля Барилли «Медовый месяц».
– «Театру конец» звучит многозначительно…
– Мы нарочно так сделали, поскольку хотим доказать, что, несмотря ни на что, театр продолжает работать. Впереди у нас новый этап – ремонт здания, который нам самим не потянуть. Но хорошо, что Министерство культуры оказало материальную поддержку и плюс к этому провело благотворительный марафон «Мы с театром русской драмы», в котором, кстати, участвовали советник-посланник и второй секретарь посольства РФ в Киргизии.
Правда, на постоянную помощь министерства я особо не надеюсь, поскольку понимаю, что и без театра у них множество объектов, которые надо поддержать.
Плюс к этому мы дополнительно получили 619 тысяч сомов – это была задолженность по исковым требованиям, которые предъявили театру сотрудники, уволенные бывшим директором. Дело в том, что он незаконно уволил шестерых человек, они подали иск в суд, и их восстановили в должности и присудили штраф, который директор должен был выплатить. Но тот не выполнил предписание суда. И тогда по требованию этих людей на все счета театра был наложен арест до полного разрешения сложившейся ситуации. Тяжба продолжалась четыре месяца, и все это время мне пришлось искать дополнительные источники финансирования, чтобы платить людям зарплату.
Даже не знаю, как мне это удалось.
– В названии вашего театра есть слово «национальный». Не говорит ли это о том, что вы должны играть на государственном языке?
– Нет, это не обязывает нас работать на киргизском языке. «Национальный» – это просто особый статус театра. Такая форма признания, которая говорит о его предназначении. Спектакли театра шли, идут и будут идти исключительно на русском языке.
Потому что мы русский театр.
И новый сезон мы открываем русской классикой – премьерой спектакля «Женитьба Бальзаминова» по Островскому. В планах театра премьеры спектаклей «Стеклянный зверинец» по Уильямсу, «Прощай, Гульсары» Чингиза Айтматова, «Король Лир» Шекспира и «Валентинов день» Ивана Вырыпаева. И если первые три будут ставить наши режиссеры, то для постановки пьесы Вырыпаева мы пригласили режиссера из России Вячеслава Виттиха.
Он уже ставил в Бишкеке, и зрители приняли его очень хорошо.
– Гастроли тоже входят в планы театра или на поездки пока нет средств?
– Безусловно, мы планируем гастролировать. В середине октября поедем в Казахстан, где будут проходить дни культуры Кыргызстана. А в следующем году хотим поехать в какой-нибудь сибирский город.
Сами такую поездку, конечно, не потянем, но посольство России обещало организовать ее за счет российского бюджета.
А в ноябре этого года я собираюсь поехать в Москву и Санкт-Петербург договориться об участии театра в каких-нибудь российских театральных фестивалях. В частности, хотим поучаствовать в «Коляда Plays» в Екатеринбурге. Как это было Русский театр драмы открыт в Бишкеке в 1935 году на основе курса выпускников ГИТИСа.
Первая премьера состоялась 6 ноября того же года спектаклем о строителях Московского метрополитена «Столица» (по пьесе Евгения Яновского), далее следовал типичный для советского времени репертуар – «Платон Кречет», «Кремлевские куранты», «Горячее сердце», но позже солидное место в афише заняли и произведения национальных писателей, среди которых на первом месте оказался, конечно, Чингиз Айтматов.