Приношение Эберхарду Вехтеру
Эберхард Вехтер, баритон
(Серия "Жизнь Венской государственной оперы")
"Wiener Staatsoper Live"
Eberhard Waechter, baritone
Label: Red Seal BMG
Catalogue Number: 74321 61952 2
Released: August 5, 2002
Audio CD A-D
Number of Discs:2 (2 CD 76:32 + 77:07)
Серия "Жизнь Венской государственной оперы", издаваемая фирмой "BMG" совместно с Ассоциацией государственных театров Австрии и призванная познакомить широкую общественность с колоссальными аудиоархивами одного из лучших оперных театров мира, помимо выпуска записей целых спектаклей в своем арсенале имеет и сольные диски, на которых запечатлено искусство выдающихся вокалистов, творивших на сцене Штаатсопер в послевоенный период.
Имя Вехтера не столь широко известно, как, например, имя другого представителя австро-немецкой вокальной школы, тоже баритона Дитриха Фишера-Дискау, или его коллег по сцене — бесспорных и наиболее ярких звезд мировой оперы послевоенной поры, дуэты с которыми, кстати, широко представлены в предлагаемом альбоме. Возможно, причина этому — стойкая привязанность Вехтера практически на протяжении всей жизни к одному театру, одному городу. Разумеется, за свою многолетнюю карьеру певец выступал на многих ведущих сценах мира, однако чаще всего его слышали все же в Вене, именно на сцене Штаатсопер он создал свои наиболее значительные работы.
Эберхард Вехтер был настоящим венцем: он родился, работал и умер в этом городе, а его лучшей ролью, пожалуй, был Айзенштайн из "Летучей мыши" — самой венской оперетты короля венского вальса. Дебют певца состоялся в 1953 году на сцене Венской народной оперы, где тогда шли спектакли разрушенной во время второй мировой войны Госоперы: 24-летний Вехтер исполнил партию Сильвио в "Паяцах" Леонкавалло.
С самого начала его творческая жизнь оказалась связанной с двумя театрами, в которых Вехтеру было суждено состояться во всех отношениях: и как признанному корифею баритонового оперного репертуара, и как талантливому артисту, и как пропагандисту более легких музыкальных жанров (оперетты и немецкой комической оперы), и как администратору — уйдя со сцены Вехтер в течение нескольких лет возглавлял сначала Фольксопер, а затем и Штаатсопер.
За тридцать лет сценической жизни певец исполнил на обеих венских сценах более шестидесяти партий в немецких, итальянских, французских, русских операх, а также в опереттах, лучшие из которых — Мандрыка в "Арабелле" и Иоканаан в "Саломее" Р.Штрауса, Анкарстрем в "шведской" версии "Бала-маскарада", Граф ди Луна в "Трубадуре" и Риголетто в одноименной опере Верди, Фигаро в "Севильском цирюльнике" Россини, Дон Жуан в одноименной опере Моцарта, Эскамильо в "Кармен" Бизе, Князь Игорь в опере Бородина, Вольфрам в "Тангейзере" и Амфортас в "Парсифале" Вагнера, Данило в "Веселой вдове" Легара, и, конечно, уже упоминавшийся Айзенштайн.
Альбом дает обзор наиболее значительных выступлений Эберхарда Вехтера на сцене Штаатсопер, причем все фрагменты представляют спектакли, записи которых до сих пор сокрыты в архивах театра, и публикуются впервые. Эти записи — свидетельства подлинного и бесспорного успеха Вехтера-вокалиста: его теплый, ласкающий слух, мягкий голос, преимущественно лирический, хотя и не лишенный брутальности в драматических кульминациях, завораживает и очаровывает с первой ноты. Его плотное, густое, и в то же время достаточно светлое по тембру звучание полно колористических переливов и каких-то совершенно едва уловимых светотеней: подобно игре света на полотнах ренессансных художников это обаяние абсолютно и трудно поддается описанию.
Голос певца едва ли можно отнести к типично немецким — жестковатым, сухим, интонационно точным, но не слишком богатым обертонами: для этого типажа в нем слишком много солнечных интонаций, настоящего, в итальянском стиле, пастозного звука.
Первый диск полностью посвящен родной для певца австро-немецкой музыке: Моцарт, Вагнер, Рихард Штраус.
Вагнеровские фрагменты представлены сольными выступлениями, и эдесь, бесспорно, настоящим шедевром звучит песня Вольфрама "O du mein holder Abendstern" из третьего акта "Тангейзера" (дорожка 2) — в ней столько силы, глубины, чувства, и одновременно стилистического совершенства, что невольно сожалеешь, что отрывков из опер байройтского гения слишком мало. Моцартовский репертуар представлен диалогами из "Дон Жуана", "Волшебной флейты", "Свадьбы Фигаро" и "Так поступают все", где Вехтер поет в ансамбле с Грациеллой Шутти, Вальтером Берри, Николаем Геддой и Рери Грист. Особенно удачен дуэт с Церлиной (Г.Шутти; дорожка 3) — столько вкрадчивых, обольстительных интонаций находит певец в своем голосе, что содержащаяся в буклете фотография певцов с этого спектакля поистине оживает.
Штраусовский срез дан бесподобным Мандрыкой из "Арабеллы" и душераздирающим дуэтом пророка Иоканаана и Саломеи (Леония Ризанек) из одноименной оперы.
Вторая часть альбома — это калейдоскоп тех музыкально-сценических направлений и стилей, которых Вехтер также касался в своем творчестве: это и итальянское бельканто (Россини, Верди), и французская лирическая опера (Гуно, Бизе), и современная музыка (сцена из оперы Готфрида фон Эйнема "Смерть Дантона", дорожка 9; кстати, Вехтер был одним из тех немногих универсальных певцов, которые блестяще исполняя классику, не чурались и музыки ХХ века, более того, именно в период своего директорства он широко распахнул двери венских театров композиторам-современникам).
Несмотря на немецкий язык, легко и непринужденно, не теряя живости и россиниевской искристости, звучит дуэт Фигаро и Альмавивы (Фриц Вундерлих) из "Севильского цирюльника" (дорожка 2). Также по-немецки, но превосходно по звуку и эмоциональному строю спета ария Князя Игоря из оперы Бородина (дорожка 7) — значительность, эпическая мощь, страдание героя заставляют не замечать отсутствие вербальной аутентичности.
Вердиевские образы, создаваемые певцом, многие могли бы признать эталонными — на диске даны сцены из опер "Дон Карлос" и "Симон Бокканегра" (дорожки 3-6), где партнерами Вехтера выступают Франко Корелли, Николай Гяуров и Гундула Яновиц; особенная удача — партия страдающего генуэзского дожа.
Логично, что завершает альбом галантный и легкомысленный Айзенштайн, коронная роль певца на протяжении многих лет, — дуэт с Хильдой Гюден (Розалинда) под управлением Герберта фон Караяна (дорожка 10) не может не вызывать восторга: столько живости, настроения, истинно венского шарма демонстрируют прославленные музыканты.