Притча о девушке без свойств

«Ивонна, принцесса Бургундская» в театре «Эрмитаж» Александр СОКОЛЯНСКИЙ   Михаил Левитин и театр, им построенный, срослись очень глубоко. «Эрмитаж» для режиссера не только лично возделанное жизненное пространство, поле эксперимента, средство самовыражения, но и тот «орган для шестого чувства», о котором идет речь в общеизвестных стихах Гумилева. Пригласить в свой театр режиссера со стороны для Левитина, вероятно, почти то же, что произвести на себе самом рискованную операцию: из простого любопытства на такое не идут. Вдобавок «Эрмитаж» получился весьма диковинным театральным организмом; шансов на то, что имплантат, каким бы он ни был, здесь приживется, мало.

Тем приятнее отметить успех Алексея Левинского, который поставил в «Эрмитаже» жестокую притчу Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская». Поставил в своей собственной манере: умной, изящной и деликатной. Не могу вспомнить, кому принадлежит фраза: «Чехов относился к России как к больному, а на больных не кричат», – но фраза очень красива, и ее хочется преподнести режиссеру вместо букета: это ведь и про него тоже сказано. Левинскому присуще интеллигентное умение не сердиться на окружающих за то, что они живут уродливо и глупо. Это умение лежит в основе всей его театральной практики, как режиссерской, так и актерской.

Оно помогает ему находить общий язык с самыми сложными людьми и учить их своему художественному языку: не очень вроде бы богатому и совсем не могучему, но позволяющему начерно, шепотом высказать такие вещи, которые иначе зазвучали бы грубой фальшью. Учиться у Левинского радостно. Те, кто смотрел его спектакли, знают: он умеет придать игре актеров (сколь угодно заштампованных и необязательно профессиональных) чудесную тонкость, совсем не заботясь о виртуозности.

Теперь это знают и зрители «Эрмитажа».

Гомбрович (1904–1969), классик польского авангарда и аристократ, безумно стыдившийся своего аристократизма, написал «Ивонну…» в 1938 году, она во многом предвосхищает эстетику и проблематику «театра абсурда». Вопрос, заданный Гомбровичем, можно сформулировать так: что такое человек, «просто человек», не имеющий ни места в социальной иерархии, ни претензий (включая духовные), ни личных достоинств, каковыми являются красота, сила, ум, красноречие и т.д.? Как к нему будут относиться те, кто всем этим наделен?

Ответ на второй вопрос не вызывает у автора ни малейших сомнений: как последние сволочи. Ответом на первый вопрос является сама роль Ивонны, которую сначала все окружающие будут высмеивать, потом попытаются очаровать и растормошить, потом начнут ее бояться, потом возненавидят, потом убьют. Ивонну играет Ольга Левитина, которую можно упрекнуть только в одном: актриса совершенно не способна скрыть свое природное обаяние. Геннадию Храпункову (Король, отчасти похожий на Евгения Леонова в «Обыкновенном чуде»), Дарье Белоусовой (Королева), Арсению Ковальскому (Принц) я упреков делать не буду.

Равно как и не буду пересказывать фабулу, чтобы не портить вам удовольствие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *