Привидения Петербурга

Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров Я приду умирать, – писал Иосиф Бродский в самом расцвете сил и здоровья. Казалось, чего бы это так мрачно? Так ведь в Петербурге же!

Хотя потом поэт, наверное, передумал, на Васильевский остров так и не пришел и был тихо похоронен в далекой Венеции. Однако люди творческие всегда здесь чувствовали себя как-то неуютно. Первый пример такого рода – архитектор Кокоринов. История с ним приключилась совершенно жуткая.

Он принимал в только что законченном здании Академии художеств императрицу Екатерину Великую, но тут случился казус: царица испачкала нарядное платье о непросохшую стену! Ее величество выразила неудовольствие, а архитектор от горя будто бы повесился потом на чердаке. Говорят, что с тех пор его тень постоянно является студентам-полуночникам. Случаются в Академии и другие странные вещи. Говорят, что по ночам там появляется призрак давно почившего в бозе знаменитого в свое время скульптора Михаила Козлов­ского, первого ее директора.

В ненастные ночи в ворота раздается неистовый стук и крик: «Это я – скульптор Козловский со Смоленского кладбища, весь в могиле измок и обледенел, отвори!» Говорят, что больше всего призраков прячется именно в музеях Петербурга. В Эрмитаже по ночам в темных коридорах будто бы является призрак Николая I. Ночные сторожа узнают его по прямой осанке, золотым эполетам и холодному, внушающему всем ужас взору… В коридорах Русского музея можно встретить некую хрупкую даму в черном воздушном платье. Ее лицо скрыто вуалью, и кто она, никому неизвестно. Подле Исаакиевского собора, где в советские времена был устроен музей, скитается призрак зодчего Монферрана.

Ему было предсказано, что он умрет сразу, как достроит собор. Скелет в Кунсткамере Одно из самых курьезных петербургских привидений появилось вскоре после 1917 года в основанной еще Петром Кунсткамере (ныне Музей антропологии и этнографии). В свое время там по приказу императора был в качестве экспоната помещен скелет человека огромного роста.

После большевистского переворота и последовавшей за ним неразберихи некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета – говорят, одного из «карликов» Петра I – пропали. (В его времена «карлами» называли не только малышей, но и, наоборот, людей высокого роста). Сразу после этого смотрители музея и охранники стали с дрожью в голосе рассказывать, будто ночами по коридорам музея тоскливо бродит призрак скелета и ищет свой потерянный череп! Говорят, будто с этим привидением неоднократно сталкивались многие работники Кунсткамеры, в том числе даже ее бывший директор Рудольф Итс. На вопросы о безголовом скелете он с самым серьезным видом отвечал, что такое существо действительно есть, и увидеть его может, в принципе, каждый желающий. При этом директор подчеркивал, что характер у призрака достаточно миролюбивый.

К сожалению, более подробно расспросить об этом г-на Итса уже нельзя, он давно умер. В советские времена разговоры о привидениях не поощрялись. Поэтому проблему в Кунсткамере решили просто: к скелету приделали… чужой череп!

Вероятно, призраку это понравилось, потому что он прекратил шляться ночами по коридорам. Петровское привидение Безусловно, наиболее известным призраком Санкт-Петербурга считают привидение самого основателя города, выступающего под видом знаменитого «Медного всадника». Кстати, легенда о том, что в темную и холодную ночь лучше держаться подальше от этой статуи, родилась не на пустом месте. В полицейских архивах XIX века сохранились записи о загадочных трупах с размозженными головами: их подбирали поутру неподалеку от гранитного постамента Петра I. И сегодня никто из горожан, даже те, кто сильно навеселе, поздней порой стараются не возвращаться домой через площадь Декабристов, памятуя о вызове безумного Евгения из пушкинского «Медного всадника».

Тайны «нехорошего замка» Убийство императора Павла в Михайловском замке, в котором после этого долго никто не хотел жить, породило массу ужасных историй. Говорят, что бедный император так и не нашел успокоения и до сих пор ночами бродит по его длинным коридорам. Иногда призрак несчастного императора играет на флажолете – старинном музыкальном инструменте, напоминающем флейту.

Некоторые считают, будто он до сих пор пытается найти заговорщиков, задушивших его, и рассчитаться с ними… В прошлом в «нехорошем замке» находилось несколько госконтор, где служащие боялись обсуждать между собой скользкую тему. Чаще других со странными явлениями сталкивались сторожа, которых набирали из деревень. Долгое время и они, по понятным причинам, тоже хранили молчание. Лишь близким людям охранники рассказывали, будто по коридорам замка ночью бродит бледный невысокий человек со свечой в руке, иногда с белым шарфом на шее.

В 70-х годах XX века из Москвы даже приезжала некая секретная комиссия, которая работала по ночам, пытаясь разобраться в таинственном феномене. Ее отчет никто никогда не видел, а слухов о привидении стало еще больше. Призрак для студентов Есть «свое привидение» и у студентов Петербургского государственного университета. Говорят, что оно вполне безобидно и является в ясные лунные ночи. Довольно часто его можно встретить за старым строением, во дворе филологического и восточного факультетов, неподалеку от здания Двенадцати коллегий.

Поговаривают, что это – душа Блока, так как рядом находится дом, где родился поэт. Блок, как известно, умер после революции и страшно мучался от болезни. Другие полагают, что речь идет о тени замученного экзаменатором студента. Чекист с маузером Очевидцы утверждают, что однажды прямо среди бела дня из дверей бывшего дворца Кшесинской, что на Петроградской стороне, выскочил странный человек в пенсне, кожаной куртке и с огромной деревянной кобурой на боку.

Чертыхаясь, он бросил в урну какую-то бумажку и бегом пустился по улице Куйбышева. Изумленные прохожие тут же вызвали милицию. Извлеченная из урны записка оказалась приказом о расстреле контрреволюционеров за подписью самого председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого.

Скорее всего, утверждали знатоки, призрак зловещего чекиста, изготовленный для музея в виде восковой фигуры, бегал по улицам, направляясь на очередное заседание городской ЧК. Привидение у Нарвских ворот Помимо восковых фигур духи умерших людей, как утверждают некоторые, довольно часто вселяются в скульптуры. Так, одно из наиболее известных привидений Санкт-Петербурга можно встретить у Нарвских ворот. У их подножья стоят скульптуры русских воинов, кроме того, ворота украшает барельеф с человеческими фигурками.

Среди этих фигурок, как говорят старожилы, и обитает привидение. Раньше, как только часы пробьют полночь, оно оживало и, увидев идущего мимо человека, воздевало руки к небу, то ли приветствуя горожан, то ли их проклиная. Жители близлежащих домов пугали им детей, а сами, особенно ближе к ночи, старались, на всякий случай, обойти ворота стороной. Сегодня любители острых ощущений, желая убедиться в существовании привидения, караулят его по ночам.

Но оно, видимо недовольное такой бесцеремонностью, теперь появляется крайне редко. Засада на призраков Души пятерых декабристов, казненных после неудачного переворота, также ведут себя беспокойно. Очевидцы неоднократно рассказывали о стонах, доносящихся с места казни, и о неясных очертаниях пяти человеческих фигур, которые там появлялись. В 1925 году члены городского Общества безбожников решили раз и навсегда развеять миф о призраках и устроили засаду. По мнению советских властей, речь шла о «злостной поповской провокации».

Три ночи «безбожники» провели, не смыкая глаз, и несколько раз слышали странные звуки, но поймать так никого и не удалось. Однако слухи о революционерах, ставшими призраками, касались не только декабристов. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала будто бы появляется молодая женщина с посиневшим от удушья лицом и белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям. Это Софья Перов­ская – участница покушения на Александра II.

Кровь убитого террористами царя и других людей мучит ее и не оставляет в покое. Так ли все это на самом деле, или речь идет всего лишь о легендах? Кстати, когда директора Эрмитажа Михаила Пиотровского в одном из интервью спросили, есть ли в музее призраки, то он дал категорический ответ: «Привидений в Эрмитаже нет!» Хотите убедиться в этом сами?

Пройдитесь-ка поздно ночью по самым темным и таинственным улицам Петербурга или проведите ночь в пустом Михайловском замке, а потом поделитесь своими впечатлениями с нами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *