Прощание с ВВС Proms по-американски и скандалы… по-английски
В Лондоне закончился ВВС Proms в год на протяжении всей истории Proms. Это и «You will never walk alone» — очень патетическая песня о том, что если тебя застанет шторм, иди с поднятой головой, но помни — ты никогда не один, — и «Jerusalem» (музыка Перри в оркестровке Элгара), и «Rule, Britannia» — британцы никогда, никогда, никогда не будут рабами, — и, конечно же, «Боже, храни Королеву!».
В этот раз от некоторых традиций пришлось отказаться — ради высоких гостей!
И многие британцы на полном серьезе говорят, что политика вмешалась в искусство.
С какой стати, раздаются разочарованные голоса, последний Промс стал проамериканским: одна американка — Марин Олсоп дирижировала, другая — легендарное меццо-сопрано Джойс ДиДонато блистала весь вечер, третья — композитор Анна Клайн открыла вечер. Она дебютировала с мировой премьерой своего небольшого опуса под названием «Маскарад»!
Кстати, свой, доморощенный английский музыкант и скрипач-виртуоз Найджил Кеннеди, скандально известный своим нетрадиционным подходом, интерпретирующий классику с рок-н-рольными, джазовыми элементами, или даже «разбавляя» ее хулиганскими выкриками футбольных фанатов (что он успешно и продемонстрировал во время исполнения зажигательного венгерского Чардаша), также вызвал критику аудитории.
Тем, что был в футбольной майке.
«Верните нам наш Proms!», «Отсутствие песни Фантазии Британских морей (Fantasia On British Seas Songs) — позор!», «Отсутствие в конце торжества морской фантазии оставило зияющую дыру, которую ни Найджел Кеннеди, ни Джойс ДиДонато не смогли заполнить! Пожалуйста, верните ее в 2014 году и оставьте навсегда!».
В этот прощальный вечер дирижерский помост был украшен розовыми шариками и прочими розовыми атрибутами,
призванными намекнуть миру о том, что впервые заключительным концертом ВВС Proms будет дирижировать женщина. Английская публика ничего против этого не имела, наоборот, поддержала Марин Олсоп мощными аплодисментами. Она стала первой женщиной, которой доверили провести последнюю ночь Proms 119-го сезона.
Впрочем, не стоило ей увлекаться лекцией по гендерной политике! «Если она хочет „качать“ права женщин и говорить о равенстве, то ей надо было бы идти в другую сторону Гайд-парка.
Там есть Уголок ораторов. Мы же пришли на концерт, а не для того, чтобы слышать это ее непрерывное нытье».
Однако, достаточно критики. Я, полагаю, и так немало удивила почтенных читателей подобным поведением и реакцией англичан, но — примите это как факт.
Уж если они сердятся, то их острый «язычок» может быть достаточно ядовит.
И все-таки это был чрезвычайно успешный сезон. Средняя посещаемость концертов Proms в Королевском Альберт Холле в этом году составила 93% , так же как и в прошлом году. 57 из 75 концертов были распроданы до последнего билетика, и это на шесть больше, чем в 2012 году. Более 300 тысяч зрителей пришли на концерты в эти два месяца, и из них — 8400 детей и молодых людей до 18 лет. Цены на Proms не изменились, и, по-прежнему, билетик за 5 фунтов можно было купить на все концерты, вне зависимости от популярности и значимости композиторов, исполнителей и оркестров.
И, однозначно, это был более чем приятный прощальный вечер.
Скрипач Найджел Кеннеди играл с изысканным сочетанием милости и озорства. ДиДонато привела зрителей в неописуемый восторг как в первом, так и во втором отделении, и особенно своей арией «Tanti affetti in tal momento» из «Девы озера».
Музыканты симфонического оркестра BBC пребывали в радужном настроении, перебрасываясь друг с другом конфетти во время многочисленных пауз — в тот вечер ими было сыграно 20 очень коротких музыкальных произведений, которые не особо-то и озадачили музыкантов, особенно в сравнении с другими вечерами и сложными и насыщенными программами.
Но что-то все-таки было не так в этом прощальном концерте.
Обилие развевающихся флагов, как всегда. Но флаги были итальянские, французские, японские, много — что вполне объяснимо — американских.
Лондонский музыкальный фестиваль становится интернациональным — не по составу музыкантов, исполнителей, композиторов (таким он был с самого начала). Музыка не знает границ.
Но теперь и публика в Альберт-холле стала действительно космополитичной.
Что-то очень милое, чисто английское, ушло.
Сдерживаюсь, чтобы не последовать за критиканами: «Верните нам наш Proms!».
Что, полагаю, неправильно. Мир изменился, Proms изменился… Но — не хочу Макдональдс, люблю Fish & chips!
Фотографии с сайта фестиваля