«Публика нуждается в таких спектаклях»
Зачем российским театрам понадобился патриотизм? Ирина Алпатова «Нужны ли современному театру патриотические спектакли?» – спросили мы у читателей «Театрала». Как ни странно, мнения разделились поровну.
Из пятисот респондентов 37% считают, что спектакли никоим образом не должны быть связаны с государственной политикой, а другие 37% считают ровно наоборот – нужны, поскольку «никто не отменял воспитательную задачу искусства». Оказывается, и на карте страны остается множество коллективов, руководители которых убеждены, что театр должен служить государству. «Театрал» решил выяснить, что заставляет их так думать… Александра Юркова, Омский государственный драматический «Пятый театр» – Почему вы решили, что патриотическая тема актуальна для современного театра? Сейчас ведь совсем другие настроения в обществе…
– Эта тема актуальна всегда и везде. Надо только помнить, что любовь к родине воспитывается не только теми спектаклями, где все хорошо, замечательно, красиво и герои положительные донельзя, – самое скучное, кстати, зрелище. Патриотическая тема в театре звучит в произведениях Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Арбузова, Володина, Розова, Петрушевской… А еще – в «Полонезе Огинского» Коляды, в «Развалинах» Клавдиева, в «Наташиной мечте» Пулинович. Любой разговор со сцены о России – патриотичен.
В репертуаре «Пятого театра» много спектаклей по русской классике. Однако самый популярный спектакль – «Географ глобус пропил» по роману Алексея Иванова. Вот уж где главный герой – пьяница, бабник и шут – не образец для подражания. Но это очень важное произведение – что, а главное – как оно говорит о нас, о нашей жизни.
Актуальность патриотической темы доказана «Географом» – спектакль по популярности оставил далеко позади Куни и Камолетти, чье присутствие в репертуаре мне, кстати, не кажется предосудительным.
– А на ваш взгляд, как сегодня люди театра понимают слово «патриотизм»?
– Отвечать за всех не могу. Но для меня патриотизм – это любовь к моему дому, семье, к театру, в котором работаю; то, без чего я уже не представляю свою жизнь. Мне не все нравится в современной России, но я знаю, что никуда отсюда не уеду. Я пережила здесь все потрясения девяностых, когда не стало страны, в которой прошли мои детство и юность.
Может быть, они пришлись не на лучшие, но я была счастлива, как и многие другие, кто помнит пионерию, комсомол. Теперь мы кривимся при этих словах, но такой была наша юность в СССР – другой не будет.
Но если для нас место на земном шаре было более или менее определено, то у нынешних молодых все по-другому. Им сегодня открыт весь мир – какое определение дадут патриотизму они? Вот вопрос.
– Но, согласитесь, трудно представить на европейских подмостках ура-патриотическую пьесу. Правда, и государственных театров там единицы…
– Понимаю, о чем вы говорите. Но у меня другая позиция: на каждом из нас лежит ответственность перед страной. Вот, скажем, кто-то не пришел на выборы.
Тогда пусть не возмущается, что вместо законов, направленных на оздоровление экономики, принимается закон о часовых поясах. Это очень удобно: не участвовать в общественной жизни страны и критиковать власть, искать кругом скрытых врагов.
– Но если есть за что критиковать, что же в этом плохого?!
– А многие ли из нас способны примириться с тем, что существует точка зрения, отличная от собственной? А она существует, и не одна. Впрочем, собственной точкой зрения тоже не каждый может похвастаться – мешают засевшие в подкорке, однажды усвоенные черно-белые клише.
К театральному «отечеству» все это тоже имеет отношение. Принцип «ни за что не отвечать» здесь возведен в абсолют, потому и вызывают сопротивление попытки что-то изменить в этой сфере.
Виктор Назаров, Новгородский академический театр драмы имени Достоевского – Вы не раз говорили, что патриотический репертуар для вашего театра важен. Но к патриотизму сегодня многие относятся с иронией. Вы тоже шутите?
– Какие шутки! Подобная тематика просто необходима. Сегодня мы, к сожалению, привыкли к тому, что театр большей частью развлекает зрителя, но ведь никто не отменял и воспитательную задачу искусства, простите за пафос.
Такие понятия, как любовь, нравственность, гуманизм, наверное, звучат старомодно, но это отнюдь не значит, что они утратили свой смысл и свою ценность. Одним из главных наших проектов стал «Александр Невский» в постановке Сергея Морозова – спектакль, который не раз игрался на открытых площадках, в том числе и в Новгородском кремле, что во много раз усилило его историческое звучание.
Еще один значимый патриотический проект – спектакль «Скажи, что ты меня прощаешь…» по пьесе Грековой и Лунгина «Вдовий пароход». В нем отдается дань памяти трагической военной эпохе, но режиссерская работа выходит далеко за рамки мемориальной. Премьера состоялась в ноябре , но до нынешнего дня спектакль живет (что вообще-то редкость в провинции).
– А публика на него ходит?
– Удивительно, но у этих постановок зритель есть всегда, причем, не только возрастной, но и совсем юный. Значит, публика нуждается в таких спектаклях. Нужны ли театру патриотические спектакли? Да, никто не отменял воспитательную задачу искусства 37 %
Нет, «заказной» ура-патриотизм никому не нужен 37 %
Да, такие спектакли объединяют, роднят зрителей разных поколений 15 %
Нет, к патриотизму сегодня можно относиться только с иронией 7 %
Мне это безразлично 0 %
Другое 4 %
КАК ЭТО БЫЛО Патриотическая тематика всегда сопровождала историю русского театра. Всевозможные исторические примеры «о доблестях, о подвигах, о славе» шли на сцене и в XVIII, и в XIX веке. В репертуаре приживались такие названия, как «Рука Всевышнего Отечество спасла» или «Жизнь за царя» (за последним, правда, скрывалась замечательная опера Глинки «Иван Сусанин»).
В советские времена эта тенденция дошла до своего трагикомического апогея, когда Малый театр предлагал публике насладиться спектаклями «Малая земля» или «Целина» по произведениям Брежнева. В ранг традиции были возведены разнообразные «датские» спектакли, то есть приуроченные к торжественным датам.
Но бывало и по-другому. Мудрый Олег Ефремов, например, к очередной дате умудрился так поставить в «Современнике» трилогию Михаила Шатрова «Декабристы», «Народовольцы» и «Большевики», что умные люди понимали что к чему и умели вычленить из «советского» весьма «антисоветское». Спектакль Леонида Хейфеца «Павел I» в Театре армии тоже вошел в историю сцены. Сегодня же, несмотря на то что государственный курс в области культуры нацелен как раз на восстановление патриотической тематики в своих правах (взять хотя бы ситуацию с госзаказами в кино), многие российские театры включают в свой репертуар спектакли провокационные, заставляющие поломать голову над тем, нужен ли нам такой бездумный «патриотизм».
Вспомнить хотя бы постановки Константина Богомолова «Год, когда я не родился» в «Табакерке» и «Лира» в «Приюте комедианта», спектакль «Развалины» по пьесе Юрия Клавдиева в постановке Дмитрия Егорова (петербургский «Этюд-театр») или «Историю города Глупова» того же Егорова в новосибирском «Красном факеле».