Пугачева назвала ее главной сказочницей страны
Питерский режиссер четверть века рассказывает детям о добре и зле Мария ДОВЛАТОВА В знаменитом фильме Владимира Грамматикова «Усатый нянь» молодая актриса Театра Маяковского Татьяна Николаева сыграла красивую маму. Было это больше 30 лет назад, и роль была совсем крошечная, но, как оказалось, не случайная в судьбе той самой Татьяны, теперь – Савенковой, актрисы, режиссера, педагога, основателя и руководителя Петербургского государственного детского драматического театра «На Неве». Николаева-Савенкова тогда и не думала стать режиссером, не грезила созданием детского театра. Выпускница ГИТИСа, первая ученица Владимира Левертова, талантливая, эффектная, статная, она пять лет играла в Театре Маяковского у Андрея Гончарова (на ее счету – 26 ролей), снималась в кино, была востребованной актрисой и не подозревала, что судьба уготовила ей совсем иную роль.
После двенадцати лет столичной жизни обстоятельства вернули Татьяну в Ленинград, где началась ее новая жизнь – жизнь мамы детского театра. Николаева-Савенкова создала свой театр из ничего, с нуля, не обладая опытом, но имея цель и твердую решимость. Театр получился под стать своей родительнице: сильный, оригинальный, веселый и умный.
Театр со своим лицом, со своим характером, авторский и при этом общедоступный, в лучшем значении слова.
А поскольку режиссерское образование Татьяна Николаева-Савенкова получила на Высших режиссерских курсах у Марка Захарова, который приглашал ее в труппу в качестве актрисы, праздничная природа захаровского театра прижились и в ее режиссуре. В каждом ее спектакле непременно есть музыка, танцы, юмор и, главное, артисты общаются с залом легко и виртуозно. Кстати, труппу недавно пополнили ученики Татьяны Аркадьевны – выпускники ее курса в РАТИ.
Педагогика в жизни Татьяны Николаевой-Савенковой тоже явилась вершиной, когда-то казавшейся недостижимой, но потом уверенно покоренной. Набирая курс, Татьяна Аркадьевна была уже опытным практиком детского театра, поэтому и своих студентов она смогла обучить главному: быть добрыми, честными, порядочными людьми и в жизни, и в театре. Важно, что во время обучения студенты постоянно находились при театре «На Неве»: внутри или рядом, они учились не только у мастера, но и у своих старших товарищей-актеров, постигали науку детского спектакля, впитывали энергию зрительного зала, узнавали особенности аудитории. Все это было естественно, закономерно и абсолютно правильно с точки зрения воспитания актера детского театра. Николаева-Савенкова вырастила новое поколение артистов театра «На Неве», каждый из которых искренне увлечен и предан своей профессии.
Их дипломную «Снежную королеву» до сих пор вспоминают те, кому посчастливилось ее увидеть. Тогда спектакль играли в черных ширмах и студенческой униформе, но он запомнился другим: красотой юных лиц и чувствами, идущими от самого сердца. Многое из той студенческой постановки вошло в «Снежную королеву», которая идет на сцене сейчас. Хотя, конечно, это разные спектакли. Сегодня молодых актеров Николаевой-Савенковой можно видеть почти в каждой сказке театра «На Неве»; совсем недавно вышли «Приключениях Кота в сапогах», где играет сплошь молодежь и только роль Кота исполняет (и блистательно!) старожил труппы Алексей Голев.
Молодое пополнение коллектива дало возможности и для обновления репертуара, в котором в скором будущем ожидаются спектакли для взрослых детей. К 70-летию начала Великой Отечественной войны идет работа над постановкой по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», в которой заняты сплошь выпускники Татьяны Аркадьевны.
Театр «На Неве» открылся в 1987 году. С тех пор вышло больше 30 спектаклей. Все – в постановке Татьяны Николаевой-Савенковой и все – сказки. Русские и зарубежные, известные и менее популярные, лучшие и любимые.
Их главное достоинство в том, что идя, скажем, на «Золушку» зритель увидит именно эту сказку, поставленную в классическом стиле, с неизменным уважением к автору и огромной любовью к ребенку, сидящему в зале. Режиссер рассуждает просто и ясно: театр призван помочь малышу расставить приоритеты в жизни, узнать, что такое хорошо и что такое плохо. Сказка, которую рассказывает театр, дает ответы на многие детские вопросы в той форме, в какой растущий человек их лучше усвоит. Глядя на Маугли, Емелю и Кая с Гердой, ребенок узнает, что такое верность, смелость, дружба и любовь. В спектаклях Татьяны Николаевой-Савенковой всегда чувствуется не только сильная рука режиссера, но и взгляд педагога, психолога.
Каждая постановка расширяет кругозор ребенка. Так в «Маугли» костюмы героев выполнены в национальном восточном стиле, в спектакле «По щучьему веленью» верховодит стихия удалой русской ярмарки, в «Карлсоне» можно наблюдать европейские манеры. При этом спектакли театра «На Неве» никогда не наставляют ребенка менторски – скорее, аккуратно берут за руку и ведут в нужную сторону.
Режиссер не приемлет плохих финалов: ее истории всегда заканчиваются счастливо и даже самым отъявленным врагам вроде Бабы Яги она дает шанс исправиться. И в этом тоже часть ее творческой установки – прививать добро, милосердие, умение прощать.
…Прошли годы, красивая мама из «Усатого няня» превратилась в маму детского театра, в добрую фею сказки, в главную сказочницу страны, как назвала ее однажды Алла Пугачева. Некогда хрупкая девушка, а теперь сильная и мудрая Татьяна Николаева-Савенкова совершила поистине не женский поступок, когда ценой немыслимых затрат создала театр. И театр отвечает ей любовью: те мальчишки и девчонки, которые приходили сюда в начале девяностых, приводят теперь своих детей. Впрочем, на благодарность зрителей режиссер всегда отвечает: «Я не волшебник – я только учусь…»