Растопили русскую зиму…
Первый зимний день выдался удивительно тёплым. И тепло оказалось не только явлением строго климатическим. В Концертном зале имени П. И. Чайковского прошёл концерт с интригующим названием «Музыкальное путешествие по Латинской Америке». Камерный ансамбль «Ambar» (в переводе с испанского — янтарь) исполнил программу из сочинений композиторов Колумбии, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, Аргентины. Кроме того, прозвучала одна пьеса знаменитого испанца — великого Пабло де Сарасате.
В начале — в двух словах о коллективе «Ambar». Он сложился в Париже в результате сотрудничества замечательного русского скрипача Александра Рождественского и талантливых колумбийских музыкантов Франсиско Гонсалеса (гитара, вокал), Нельсона Гомеса (гитаррон) и Хуана Фернандо Гарсии (ударные, флейта).
В репертуаре ансамбля — латиноамериканская музыка разных жанров и стилей.
Так, первого декабря играли аргентинское танго и бразильское шоро, колумбийское бамбуко, и венесуэльское меренге, бразильскую самбу и мексиканскую серенаду.
Из авторов, звучавших этим вечером, мне были знакомы, признаюсь, немногие. «Великий Астор» («El Gran Astor» – так на родине, в Аргентине, называют Пьяццоллу), самый значительный музыкант в истории танго – Карлос Гардель, бразилец Жакоб ду Бандолим – остальные имена я слышала впервые. Композиторы, исполняемые и почитаемые у себя на родине, у нас почти не известны. Среди них – Карлос Росо Манрике, Карлос Вьекко, Хорхе Олая Муньос (Колумбия), Вальдир Асеведо, Леон Кардона, Пичиньгинья (Бразилия), Луис Марьяно Рибера, Пабло Камакаро, Кристобаль Сото (Венесуэла) и другие.
Исполнительский уровень ансамбля очень высок. Слушая «Ambar», ясно понимаешь, что перед тобой музыканты выдающегося класса, при этом, обладающие сыгранностью, взаимопониманием и общим видением того, каким должно быть их искусство.
Это ансамбль в лучшем смысле слова — единый музыкальный организм, слаженный и гармоничный.
Исполнители здесь создают прекрасный звуковой баланс, каждому участнику квартета дана возможность раскрыться.
На субботнем концерте была исполнена, кроме прочего, баллада одного из участников группы, Нельсона Гомеса.
Некоторые композиции аранжированы так, чтобы у всех солистов была возможность своего виртуозного высказывания. Такова была звучавшая в заключение концерта колумбийская Кумбиамба — сочинение очень праздничное и яркое, подвижное и энергичное. Эту музыку ансамбль повторил на bis.
Впечатление от этого концерта латиноамериканской музыки напомнило мне о другом выступлении.
Примерно полгода назад в Рахманиновском зале Московской консерватории в рамках фестиваля «Вселенная звука» играл ансамбль «Madeira Brasil». Мелодичных бразильеро роднит с группой «Ambar» не только близкий репертуар, но, что гораздо важней, желание рассказать о музыке своего народа. И пока подобные коллективы существуют, у широкой аудитории есть прекрасная возможность познакомиться с такой красочной и притягательной культурой Южной Америки.