Реформа с человеческим лицом
В российском театре начался сезон кадровых перестановок Ольга Серегина Необходимость реформы системы художественного руководства столичных театров обсуждается уже лет десять, и каждый прожитый сезон только усугубляет проблемы. Ситуация, при которой человек, раз возглавивший театр, не только руководит им до гробового входа, но даже может завещать его жене, – признается невозможной и нелепой всеми без исключения, в том числе и самими худруками. Введение контрактной системы с четко оговоренными правами и сроками – вещь, что называется, давно назревшая.
И вот Департамент культуры Москвы, наконец, решил приступить к расчистке этих авгиевых конюшен, объявив предстоящий сезон кадровых перестановок в театрах городского подчинения. Гневный Гоголь
На нынешний день существует две модели назначения худруков. Первая, когда труппа выбирает себе руководителя, а чиновники утверждают его кандидатуру. Так, труппа Театра Маяковского весной пригласила к себе Миндаугаса Карбаускиса, и за целый сезон работы театр, давно находившийся на периферии активной жизни, вернулся в число столичных лидеров.
Сейчас предстоят выборы худрука в осиротевшей «Мастерской Петра Фоменко». Глава Департамента культуры Сергей Капков пообещал, что безоговорочно утвердит в этой должности того худрука, которого выберут сами актеры. И при этом он готов ждать столько времени, сколько потребуется. Выгоды первой модели – полюбовного согласия сторон достаточно очевидны.
Вторая модель, когда худрук не выбирается актерами, а назначается властями, – только что опробована в Театре Гоголя. В самом начале сезона, на следующий день после сбора труппы худрук театра Сергей Яшин был освобожден от занимаемой должности, а на его место назначен Кирилл Серебренников, с которым, как пояснили в Департаменте, переговоры велись давно. Результатом этой перестановки стали гневные письма актеров Театра Гоголя и митинги (актеры уверяют, что в отстаивании своих прав дойдут до объявления голодовки). Стало понятно, что побуждения были благие, а вот в стратегии что-то не сработало. Чистить авгиевы конюшни – вещь опасная; один неверный шаг и ты сам, и все вокруг в той самой субстанции, которую хотели очистить.
Для кадровых перестановок в любом современном театре, необходимость которых назрела давно, не хватает внятной процедуры оценки эффективности работы и процедуры выбора кандидатуры нового руководителя. Речь про эти критерии идет не первый год. Однако как их разработать?
Можно подойти, например, с коммерческой точки зрения и предъявить худруку претензию: плохая заполняемость зала. Но даже самому далекому от театра человеку понятно, что «план по валу» не может быть единственным критерием оценки деятельности учреждения культуры. Ни для кого не секрет, что наибольшим спросом населения пользуются чисто «развлекательные» названия, и Рей Куни во все времена продавался лучше, чем Чехов. Стыдливо щурясь на карман, наши государственные театры сейчас украдкой то вытащат «слишком женатых таксистов», то «мужей под кроватью».
Ставят, стесняясь, помня, что они все-таки учреждения культуры и опасаясь санкций. А уж выяснив, что главное – посещаемость, стесняться-то и перестанут.
Живые артисты
Понятно, что критерий посещаемости должен корректироваться соседством с другими параметрами: оценка уровня репертуара; гастрольная деятельность театра; его участие в фестивалях, смотрах и конкурсах; наконец, освещение деятельности театра в СМИ (когда в театр перестают ходить театральные рецензенты – обычно это важный и тревожный симптом).
Все эти оценки должны быть прозрачны, чтобы ни у кого не возникало вопросов: почему начали именно с театра X, а не с театра Y?
На нынешний день нет и прозрачной модели отбора кандидатов на то или иное кресло. Например, многие годы говорилось о том, что кандидаты на освободившееся место худрука должны представлять свои художественные программы развития данного театра. Эти программы должны быть в общем доступе, чтобы с ними могла ознакомиться труппа, могли ознакомиться коллеги, да и вообще все желающие. Пока в российском театре такой практики нет. И потому любое назначение любого худрука может восприниматься в штыки, даже если худрук очень хороший и действия Департамента справедливы.
Когда-то в фильме «Шумный день» юный тезка-герой Олега Табакова говорил о рыбках: «Они же живые!» Любую реформу неплохо начинать, написав эти слова как напоминание. Актеры – тоже живые. К тому же, как показывает исторический опыт, человеческий фактор, коли его не учитывать, может опрокинуть любой самый продуманный стратегически шаг. Начавшаяся театральная реформа, если ее проводить не командными методами, должна, как кажется, начаться именно с выработки человеческих процедур: как для освобождения от занимаемой должности одних руководителей, так и для назначения других…