Реконструкция мифа
Борис ТАРАСОВ Большой театр поставил галочку в отчетной ведомости: к столетию легендарных «Дягилевских сезонов» на главной сцене страны «возобновили» балет Игоря Стравинского «Петрушка», созданный Александром Бенуа и Михаилом Фокиным в 1911 году. Премьера «русских потешных сцен в четырех картинах» когда-то произвела сенсацию в Париже и неизменно на протяжении вот уже почти ста лет появляется на афишах крупнейших театров мира. Парадокс в том, что помимо новых оригинальных версий различных хореографов – от Мориса Бежара до Олега Виноградова – периодически с маниакальной настойчивостью зрителям являют якобы «образец»: различные реконструкции и реставрации оригинала Бенуа-Фокина.
На деле все эти «образцы» довольно сильно различаются.
Суровая действительность балетной истории в том, что если хореография не существует в неприкосновенном виде на протяжении длительного времени, то потери и искажения неизбежны.
Мифологический изначальный «Петрушка» умер вместе с дягилевской антрепризой. И трагический заглавный герой Вацлава Нижинского, и волоокая Балерина Тамары Карсавиной канули в лету вместе с полным текстом и деталями постановки Фокина.
В советской России, благословенно не ведавшей об авторском праве, фокинский шедевр несколько раз предъявляли публике, иногда упоминая имя автора, а иногда и нет. Сейчас пришло время «вернуться к истокам», благо с Большим театром продуктивно сотрудничает модный «реставратор» Сергей Вихарев.
Музыка аутентична, оформление тоже: декорации изготовлены без применения новомодных «современных технологий». Хореография… А вот хореография представляет собой микст из всех известных редакций балета по эксклюзивному рецепту Вихарева сообразно его «видению» стиля и содержания спектакля Михаила Фокина. Здесь и фрагменты опозоренной балетмейстером постановки Опера де Пари, и виртуозные «приветы» от Константина Боярского, и даже столь не любимые Фокиным симметричные построения a la Петипа.
Одного нельзя отнять у Сергея Вихарева – умения работать с танцовщиками и добиваться от них самоотдачи и заинтересованности в происходящем на сцене. Масленичная толпа на сцене Большого – живая, она дышит. Самые незначительные эпизодические появления персонажей не пропадают, они характерны и заметны – колоритные Полицмейстер Алексея Лопаревича и Балаганный дед Александра Петухова, бесшабашные и озорные конюхи Егора Евланова и Игоря Цвирко.
Обаятельна и лукава Кормилица Анны Леоновой. Нелеп до смешного и трогателен Арап талантливого Дениса Савина. Несомненная удача спектакля – Петрушка Вячеслава Лопатина, сумевшего пробиться через нагромождения невнятицы «редакторских» текстов и подняться до трагедийного финала.
А вот Анастасия Сташкевич в очередной раз «провалила» свою партию, ее Балерина – главное разочарование спектакля. Объединяет все огрехи «реконструкции» и актерские удачи мистический Фокусник Геннадия Янина, царящий на сцене и дергающий за нитки людских душ и судеб.