«Репетиции Петра Фоменко буду помнить всю жизнь»

Зрители номинируют Нонну Гришаеву на "Звезду Театрала-ми ждала, когда режиссер предложит мне новую роль. Такова специфика любого репертуарного театра. Но теперь, пустившись в свободное плавание, я могу, наконец, делать то, о чем мечтала, – говорит Нонна Гришаева, которая недавно сыграла Гелену в «Варшавской мелодии» и уже успела завоевать внимание зрителей.

«Репетиции Петра Фоменко буду помнить всю жизнь» По числу откликов работа попала в лонг-лист премии «Звезда Театрала-ми.

Но в какой-то момент махнула рукой. И решила осуществить эту постановку сама.

Сначала в Одессе как благотворительный проект в помощь Одесскому ТЮЗу. Сейчас продолжаю прилетать в Одессу раз в месяц и играть спектакль, чтобы поддержать театр финансово. А в июне состоялась премьера и в Москве, но уже с другим партнером (здесь Виктора играет Дмитрий Исаев. – «Т»).
Теперь мы играем спектакль в Москве и в других городах. Хочется покатать его по стране, по миру, чтобы люди увидели и прочувствовали эту замечательную пьесу Леонида Зорина. Слава Богу, настал момент, когда я сама могу решать, что буду играть и с кем.

Наверстываю упущенное.

Любопытно, что непосредственно саму премьеру мы играли на Вахтанговской сцене. Никогда не забуду, как после спектакля в гримерке открылась дверь и на пороге стояла Юлия Константиновна Борисова. Оказывается, она пришла специально, чтобы меня поддержать, хотя, по ее признанию, никогда не смотрит свои роли в чужом исполнении.

Я бесконечно благодарна ей за поддержку.

– Вас поддержали и зрители. Пришло множество откликов и работа попадет в лонг-лист премии «Звезда Театрала». А вообще «внешняя» оценка важна для вас?
– Когда номинируют – это, конечно, приятно. Значит, мечтала не зря. Это дает силы.

Я ведь прочувствовала свою Гелену каждой клеточкой, поэтому спорила с режиссером Сергеем Дубровиным: «Нет, в этой сцене так поступить она не может» – «Откуда ты знаешь?» – «Я ее чувствую».

Зато в области композиции всего спектакля я дала ему карт-бланш. Например, он замечательно придумал, что в финале моя героиня должна петь песню Анны Герман «Последняя встреча».

Еще одна оценка для меня очень важна. Мечтаю позвать на спектакль автора этой пьесы Леонида Зорина, но очень волнуюсь.  Недавно в Одессе драматург Семен Злотников был у нас на спектакле, сказал: «Вы обязательно позовите Зорина. Ему понравится.

Я шел на ваш спектакль, нервничал, а ухожу на взлете».

Камертоном спектакля звучит фраза вашей героини: «Певица – это не только голос». И, судя по всему, фраза выстраданная…
– Да, я хотела сделать акцент на актерской судьбе.  Конечно, все, что происходит в реальной жизни, становится питательной почвой для ролей. Кто знает, не случись в моей жизни столько трудностей, может быть, моя Геля была бы иной.

– Принято считать, что в театральном мире многое зависит от воли случая.  Помните моменты счастливого стечения обстоятельств?
– Репетиции с Петром Фоменко я буду помнить всю жизнь. Я вводилась в оба его спектакля «Пиковая дама» и «Без вины виноватые», и поэтому репетировала с ним один на один. Это была фантастика.

В своем кабинете он говорил тихо, практически шепотом, глядя глаза в глаза. Рассказывал мне, какая она, моя Лиза. Я смотрела изумленно: откуда этот седой пожилой мужчина так точно знает и чувствует Лизу, девушку 17 лет? Поразительно.

Он мне говорил такие тонкие, абсолютно точные вещи, которые мужчина знать не может. А вот он знал. До сих пор это для меня загадка.

Обе работы мои любимейшие – и Лиза и Шелавина в спектакле «Без вины виноватые».

– Говорят, мастерство режиссера состоит в умении выигрышно подать актера?
– Петр Наумович как художник умел создать такую палитру артисту, так смешать краски, что успех был гарантирован. Он вместе с тобой выстраивал роль – тонко, грациозно, со множеством нюансов. Я много ходила в его «Мастерскую», смотрела спектакли, продолжая у него учиться.

Петр Наумович великий.

– А сегодня кто из театральных режиссеров мог бы добавить красок в вашу палитру? Кто вам интересен?
– Туминас, конечно! Кто еще? Константин Райкин мой режиссер.

Театральные эксперименты Юрия Бутусова и Кирилла Серебренникова очень мне интересны.

– Вы называете Туминаса, а между тем, ушли из театра именно при нем…
– Не совпадаем пока. Но надежда меня не покидает. Я смотрела «Евгения Онегина» и думала: вот бы Римас Владимирович и Татьяну сделал в двух возрастных ипостасях…

Ох, как бы я сыграла ее на балу!

– С Туминасом вы работали только один раз в спектакле «Ревизор» в постановке , поиграли и дочку и даже маму
– Когда заболела актриса, играющая маму, он не захотел вводить человека, который не участвовал в создании спектакля с самого начала. Боялся разрушить ансамбль. И решил меня из роли дочери (я играла эту роль на пару с другой актрисой) перевести в маму.

Сейчас Театр Вахтангова переживает свое второе рождение. Римас Туминас поднял театр на такую высоту!

На премьере «Евгения Онегина» я была вместе со своей 17-летней дочерью. Она потом мне сказала: «Мама, я даже не представляла себе всей глубины «Евгения Онегина», когда читала!» Увиденное было мощнее, чем прочитанное. Очень ценно, когда спектакль открывает классический текст, словно заново. Для меня поворот головы и жест актера были значительнее, чем сам этот гениальный текст, что удивительно. Выход Татьяны Лариной со скамейкой был сильнее, чем текст ее письма к Онегину.

А Татьяна на качелях… У Пушкина свои кульминации истории, а у Туминаса свои. Я всегда прихожу на его спектакли с внутренним трепетом. Знаю, что будет почти забытое сегодня в театре ощущение катарсиса.

– Ваш супруг Александр Нестеров режиссер. Считается, что близкие люди не должны пересекаться в работе…
– Ну что вы, как раз это счастье работать вместе с мужем. Ведь знание сильных сторон друг друга помогает творчеству.

– Вероятно, он кровно заинтересован выстроить вам театральную карьеру?
– Да, ему важно сломать телевизионный стереотип. Он нацеливает меня на серьезную драматургию. Скорее на жанр драмы, трагикомедии.

Ему видится образ сильной женщины с яркой судьбой.

Есть много прекрасных персонажей, к которым хочется прикоснуться. Недавно прочитала замечательную пьесу о Джуди Гарленд… А еще судьба певицы Далиды мне очень интересна.

От редакции Предложить своих претендентов на "Звезду Театрала" читатели могут на странице премии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *