Революция свершилась
«Пламя Парижа» в Большом театре Борис ТАРАСОВ Все сомнения по поводу актуальности возвращения на сцену советского драмбалета «Пламя Парижа» исчезли, как только на зрителей двинулась толпа победивших французов. Под революционную песню Cа ira* танцовщики не только поставили жирную точку в деятельности Алексея Ратманского как художественного руководителя балета Большого театра, но и утвердили новое поколение на сцене первого театра России. Старый спектакль переделан балетмейстером полностью – от либретто до хореографии. В интерпретации Ратманского сюжет о французах, победивших аристократию, обрел человеческое лицо.
До сегодняшнего дня сохранились лишь фрагменты изначальной хореографии – бравурное па-де-де да пара псевдонародных танцев, поставленных Василием Вайноненом, которые бережно перенесены в новое «Пламя». Все остальное Алексей Ратманский придумал сам, искусно стилизуя классическую хореографию под народные или галантные придворные танцы. Опыт реставрации наследия («Корсар») и ироничной имитации соцреализма («Светлый ручей») позволили ему сделать это остроумно и насытить спектакль нюансами.
Из нескольких составов исполнителей, танцевавших премьеру, самыми интересными оказались молодые и еще не «заслуженные». «Молодежное» «Пламя» буквально взорвало зрительный зал. Квартет Наталья Осипова – Иван Васильев – Вячеслав Лопатин – Анастасия Горячева на сегодняшний день, наверное, лучший ансамбль на сцене Большого театра. Они не только танцуют, но и великолепно чувствуют друг друга, взаимодействуя в дуэтах и игровых мизансценах.
Совершенно разные по данным, по индивидуальности, они, тем не менее, «одной крови» в этом спектакле.
Совсем юная, но не по-детски серьезная, убежденная в своей миссии и правоте Жанна – Наталья Осипова. Ее любовь к Филиппу непосредственна и откровенна, но еще не сильна, для героини Осиповой сейчас важнее стихийность и порыв революции, мятежность и упоение победой. В ней есть почти сумасшедшая одержимость, что роднит ее с легендарными балеринами, танцевавшими Жанну в прошлом – Суламифью Мессерер и Ольгой Лепешинской.
Филипп Ивана Васильева уже вошел в историю. И не только поразительной, недостижимой сейчас ни для кого техникой танца (впервые в мировой истории танцовщик сделал на сцене тройной сотбаск**). Но, прежде всего, яркостью и точностью образа, обаянием, перехлестывающей через рампу энергетикой, поднимающей не только «революционных марсельцев», но и весь зрительный зал.
Вячеслав Лопатин, не сразу нашедший свое место в Большом театре, раскрылся в партии Жерома как тонко чувствующий драматический актер. Его нежный и трепетный герой играет «в войну», братается с Филиппом, бросается на баррикады, но, главное, любит, самоотверженно и преданно любит свою Аделину. С потерей возлюбленной для него кончается все, и трагедия Жерома едва ли не сильнее жизнеутверждающего финала балета.
Особую роль в спектакле занимает Аделина, дочь маркиза де Борегара, столь же особую, как и ее исполнительница, Анастасия Горячева, в театре. Светлая, очаровательная в своей женственности и искренности, Аделина не совсем вписывается ни в сюжет балета, ни в музыкальную драматургию. Точно так же, как удивительная и превосходная балерина Анастасия Горячева не по своей вине до сих пор никак не займет достойного места в бурной и драматичной жизни Большого балета.
* Cа ira, Ca ira – припев революционной песни времен французской революции 1789 года.
** Сотбаск – просторечное название движения enturnent или temps leve (тан леве – поднимать), прыжок одной ногой, с возвращением на нее же, без продвижения, преимущественно сохраняя заданную позу.