Режиссер Алексей Федорченко
«Смотреть в прошлое необходимо, чтобы жить дальше» Елена РЫЖОВА Картина Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» отметилась чуть ли не на всех международных фестивалях, среди которых киносмотры в Риме, Торонто, Польше и Лос-Анджелесе. Также ленту покажут на открывшемся в Гамбурге российско-немецком кинофоруме в рубрике «Запретные темы», в которую были отобраны смелые и радикальные фильмы. О том, зачем «Небесных жен» нужно показывать в школах, а также о том, почему Алексей ФЕДОРЧЕНКО изучает историю и как создает историю собственную, режиссер рассказал «Новым Известиям». – Алексей Станиславович, что вы ощущали, когда во время съемок «Небесных жен луговых мари» погрузились в особенный мир марийской культуры, так не похожий на нашу привычную реальность?
– Знаете, я ведь не про марийцев кино снимал… Почему этот фильм так хорошо воспринимается на кинофестивалях в разных странах? Потому что каждый человек, вне зависимости от места проживания, видит в нем историю своего народа. Это история не только марийская, но и русская в том числе.
Те же самые обряды – с вариациями – были и у русских, и у болгар, и у немцев, и у скандинавов, и у французов. Примерно то же самое было тысячу или полторы тысячи лет назад на этой земле. Просто марийский народ сохранил частицу того, что было присуще всем. И я снимал кино про себя, про историю своих предков. Хотя, конечно, во мне не течет марийская кровь, но разницы никакой нет.
Нет принципиальной разницы между жителями Москвы, Мехико, Мумбая или Уссурийска. Все очень похожи друг на друга, несмотря на внешние отличия… Вот вы переехали в квартиру в старом доме, до вас в ней кто-то жил. Если дом очень старый, то в ней жили несколько семей.
Там рождались, умирали люди, о которых вы ничего не знаете. Но они там жили, их дыхание впечатано в стены, вне зависимости от количества слоев обоев. На мой взгляд, очень круто представлять, кто жил в этой квартире до тебя. И также, снимая такие фильмы, ты думаешь о том, как жили люди вот на этом участке земли до тебя. Хотелось бы, чтобы люди чаще задумывались об этом: большинство живет сегодняшним днем, не смотря ни в будущее, ни в прошлое.
А смотреть в прошлое необходимо, чтобы жить дальше.
– Как марийцам удалось сохранить аутентичность? Почему их не поглотила цивилизация?
– Их поглотила цивилизация.
– В каком смысле?
– В прямом. Это же не документальное кино, это сказка.
– Но сказка, основанная на реальных обрядах, традициях, устоях?..
– Это все художественное обобщение, художественный вымысел. Мы по крупицам собирали обряды, которые полностью исчезли десять или семьдесят лет назад. Например, обряд с трубой невесты из последней новеллы (фильм «Небесные жены луговых мари» состоит из 23 новелл. – «НИ»): девушка, у которой начались месячные, должна выйти и заявить об этом всей деревне, мол, появилась новая невеста. Так было еще в 19 в городе Соль-Илецк (Оренбургская область). Живет в Екатеринбурге. В 1988 году окончил инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института, а в проработал на оборонном заводе НПО «Автоматика». Награжден медалью «За заслуги перед космонавтикой». В 2005 году основал кинокомпанию «29 февраля». Член Европейской Киноакадемии.
Среди режиссерских работ Федорченко полнометражные фильмы «Первые на Луне», «Железная дорога», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», а также несколько документальных лент. Летом приступил к съемкам ретродрамы «Ангелы революции». Является обладателем множества призов престижных международных кинофестивалей.