Рэйф Файнс и его женщины
Фильм-призер 64-ого Берлинского кинофестиваля выходит в прокат Дарья БОРИСОВА В наш прокат выходит фильм «Отель «Гранд Будапешт». В нем режиссер Уэс Андерсон собрал столько звезд мирового кино, что глаза разбегаются уже при взгляде на афишу… Джуд Лоу и Эдвард Нортон, Эдриан Броуди и Матье Амальрик, Уиллем Дэфо, Тильда Суинтон, Билл Мюррей. А в главной роли – Рэйф Файнс. Он сыграл тут манерного консьержа отеля «Гранд Будапешт» – эстета и знатока красивой жизни. Откровенно комического персонажа Файнс наделил изяществом и элегантностью.
Иначе у этого актера не получается. Рэйф Файнс даже если попадает в неоднозначный проект, все равно выруливает. Так было, например, в случае британского фильма «Евгений Онегин», который среди российской публики вызывал гомерический хохот. Файнс-Онегин смотрелся достойно несмотря ни на что. Может, это следствие его трепета в отношении к русской литературе?
Актер – поклонник и знаток нашей классики. Лето прошлого года он провел под Смоленском, на съемках фильма Веры Глаголевой «Две женщины». Это экранизация пьесы Тургенева «Месяц в деревне», и Рэйф Файнс в ней сыграл роль Ракитина.
Его участие в этом проекте стало большой удачей для создателей. Расписание у актера такого уровня составлено на годы вперед. Режиссеру Вере Глаголевой и продюсеру Наталье Ивановой тоже пришлось ждать, зато Файнс выделил на работу в России аж несколько месяцев. Когда дамы обратились со своим предложением к представителю актера, выяснилось, что о роли Ракитина Файнс мечтал давно! Потому к съемкам в фильме «Две женщины» он подошел со всей ответственностью: с начала лета занимался русским языком по несколько часов в день, заново проштудировал не только произведения Тургенева, но и то, что написано о русском 19-м веке.
Глаголева в интервью не раз отмечала, что ее поразили глубина и охват знаний британца о нашей культуре далекой эпохи.
Помимо Рэйфа Файнса в «Двух женщинах» заняты и другие зарубежные актеры: француженка Сильви Тестю (она играет Елизавету Богдановну), немец Бернд Мосс (в роли гувернера Шаафа). Оператор – латыш Гинтс Берзиньш. Вообще, проект международный. Помимо России в нем участвуют Франция, Латвия, Великобритания. Удивительно, но российские киноструктуры на стадии участия проекта в конкурсе на получение госфинансирования не сделали все, чтобы фильм с таким представительным составом получил зеленый свет.
Отважным создательницам пришлось покрутиться, доказывая состоятельность своего проекта. Но теперь съемки закончены, работа над картиной подходит к концу. Стоит надеяться, что в течение фильм выйдет на экраны.
И будет оценен на профессиональных киносмотрах.
А пока мы можем увидеть Рэйфа Файнса в фильме «Отель «Гранд Будапешт». Это совсем другое кино. Авантюрная ретро-комедия, где даже в ролях второго плана сплошь звезды! На создание картины Уэса Андерсона вдохновили произведения Стефана Цвейга. Этого режиссера вообще манят прошедшие эпохи.
Он давно хотел погрузиться в атмосферу благодушной, респектабельной Европы начала 20 века. В «Отеле» он смоделировал свой мирок – крошечное восточноевропейское государство Зубровка. Оно расположено в предгорьях, а местная достопримечательность отель «Гранд Будапешт» возвышается уже где-то ближе к снежным вершинам. Это роскошная, помпезная гостиница с термальными ваннами и прочими радостями аристократического туризма. Сюда приезжают обеспеченные господа.
Жены седовласых богачей особенно любят возвращаться в «Гранд Будапешт», потому что неотразимый консьерж мсье Густав каждую из них готов одарить мужским вниманием… В облике Густава-Файнса нет ничего от мачо – он безупречно одет, а взгляд его как будто витает где-то высоко, на поклонниц и коллег он смотрит снисходительно. Лавры дон Жуана не манят его. Скорее, мсье Густав наслаждается своим статусом.
Из мальчиков-коридорных он выбился на переднюю позицию – теперь к нему бегут за советом по части стиля и политеса. Он разбирается решительно во всем. Мсье Густав знает, каким должен быть суп, какой лак для ногтей самый модный в текущем сезоне.
Он полчаса разбирает нюансы живописного полотна 17 века. Он читает декадентские поэмы. Консьерж-интеллектуал в виртуозном, ироничном исполнении Рэйфа Файнса «передает привет» другому знаменитому работнику сферы услуг – блистательному Дживсу Стивена Фрая.
«Отель «Гранд Будапешт» месяц назад открывал 64-й Берлинский кинофестиваль и боролся за призы в основном конкурсе. К немалому удивлению журналистов, фильм получил гран-при жюри (второй по значимости приз после «Золотого медведя»). Несмотря на многие его достоинства и замечательные актерские партии, фильм был справедливо воспринят как коммерческий аттракцион. Потому подобное поощрение картины в контексте фестиваля (а фестиваль все-таки считается территорией кино как искусства) вызвало некоторое недоумение.
Действительно, анонсы обещали нам более эстетское произведение, настоянное на мотивах Belle Epoque. Вышел же коллаж из быстро сменяющих друг друга скетчей. Кажется, основной задачей стало подать каждую звезду – а звезд в картине много.
Действие петляет, несется, как мсье Густав со своим протеже Зеро на санках с горы… Теперь у каждого зрителя есть возможность проверить свою способность концентрироваться – отправляйтесь на «Отель «Гранд Будапешт». Если потеряете нить интриги, просто наслаждайтесь игрой Рэйфа Файнса и прочих первоклассных актеров.