«С благородным и прекрасным лицом»

Виктор БОРЗЕНКО, фото автора   В следующем номере «Театрал» опубликует расчетный счет для тех, кто готов помочь в реставрации могилы великого трагика, артиста Малого театра, приятеля Пушкина Павла Мочалова. Катастрофическое состояние памятника Павлу Мочалову стало открытием не только для корреспондента «Театрала». После публикации в майском номере журнала (см. заметку «Безумный друг Шекспира») кто-то принес на могилу печенье и покрошил птицам пасхальное яйцо.

Однако по-прежнему торчит в ограде огромный кусок ствола (рабочие Ваганьковского кладбища пилили здесь деревья, и ствол вонзился в кованые прутья старинной решетки). Между гранитной плитой и оградой высится громоздкий пень. Его мощные корни десятилетиями впивались в этот участок земли.

Считаешь кольца на спиле и сбиваешься со счету: больше ста лет росло здесь дерево. Кто его посадил? Великий Щепкин? Афанасий Фет?

Водевилист Ленский? Писатель Аксаков? Офицер и литератор Беклемишев? Тенор Бантышев?

Профессор Московского университета Грановский? Это лишь несколько замечательных современников Мочалова, которые высоко ценили его талант, считали своим другом.

Сегодня о великом актере попросту некому вспомнить. Видимо, в этом и заключается горькая судьба любого артиста. От писателя остаются книги, от композитора – ноты, от живописца – картины, от архитектора – дома. От артиста не остается ничего, кроме желтых листков рецензий и иногда воспоминаний современников. О Мочалове вспоминали многие.

Его великий талант не раз отмечал Пушкин, восхищались его игрой Лермонтов и Гоголь. Эхо мочаловской игры долго раздавалось и после смерти. В конце XIX века Станиславский скажет, что ставит перед собой ту же задачу, какую ставил Павел Мочалов. Так родилась система Станиславского.

Об этом с гордостью сообщают в театральных вузах, преподносят Мочалова как величайшего русского артиста, однако до его памятника, похоже, никому нет дела.

В каком отличном состоянии могилы писателя Пушкина, композитора Чайковского, художника Саврасова, архитектора Бове. Созданные ими произведения восхищают и сегодня. Мочалов на их фоне несправедливо забыт, хотя для искусства XIX века его роль была ничуть не меньше. А если судить по зрительским отзывам, то и значительно больше. Посмотреть на игру Мочалова специально приезжали жители Петербурга, где в те годы на сцене царствовал столичный трагик Василий Каратыгин.

Долгие годы Мочалова и Каратыгина будут сравнивать. Но это не помешает Мочалову оставаться собой, следовать собственным правилам игры. Это он однажды приведет Белинского в такой восторг, что тот напишет: «Никогда, что бы горького еще ни послала мне жизнь, никогда не забуду я этого невысокого бледного человека, с таким благородным и прекрасным лицом, осененным черными кудрями…»

Чтобы выкопать пень на могиле, нужна бригада лесорубов. Но еще сложнее восстановить позолоченные надписи на надгробьях Павла Семеновича (здесь два памятника, один установили поклонники, другой родственники) и его отца. Нужно вернуть первозданный вид разрушенной кованой ограде, восстановить бронзовые венки и виньетки, которые некогда украшали могильный гранит. На все это требуются немалые деньги, но их наверняка нетрудно собрать, если взяться за дело всем миром.

В следующем номере «Театрал» снова вернется к этой теме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *