Самые честные выборы

На сайте «Театрала» начинается зрительское голосование   Осень для премии «Звезда Театрала» – горячая пора. На протяжении года общественный совет собирал зрительские отзывы о наиболее полюбившихся актерских и режиссерских работах. По традиции в сентябре был сформирован шорт-лист и выставлен для голосования на сайте teatral-online.

Самые честные выборы

Итоги будут подведены 2 декабря во время торжественной церемонии в Театре Вахтангова. Лучший спектакль

«Идеальный муж», МХТ им. Чехова

Режиссер-провокатор Константин Богомолов отчаянно импровизирует с произведением Оскара Уайльда и получает в результате взрывоопасную смесь нынешних реалий. Чего здесь только нет: концерт звезды шансона в Кремлевском дворце, катание на лыжных трассах предолимпийского Сочи, реклама майонеза и элитного жилого комплекса, демонстрация роскошного особняка министра резиновых изделий с «позаимствованными» шедеврами из Пушкинского музея… Художественный театр открыл свои двери самой жизни – во всей ее неприглядности.

«Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова

Спектакль подчас напоминает святочное гадание: Туминас словно бы наугад открывает поэму и подносит к огромному, во весь задник зеркалу. Что отразится там, в мутноватом зазеркалье? Зрелый Онегин Маковецкого или его молодой двойник (Виктор Добронравов)? Сошедший с возвышенно-романтических полотен юный Ленский или видение его надгробного памятника?

Совершенно неведомым образом, через смешное и сентиментальное, проговоренное и невысказанное, у Туминаса считывается со сцены «энциклопедия русской жизни»: с ее неустроенностью, «горем от ума», дураками и дорогами.

«Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина

Юрий Бутусов сбил с Брехта социальный пафос и рассказал историю о том, как в современном обществе трудно быть человеком. В его спектакле единственный «добрый человек», в поисках которого боги исходили полмира, нашелся в сумеречном местечке с мертвыми деревьями и голой кирпичной стеной. Этот человек – проститутка Шен Те, готовая помочь всем и каждому, но вынужденная превращаться в свою противоположность – «двоюродного брата» Шуи Та, который идет на жесткие меры, чтобы ставить на место всех, кто «сел на голову».

«Коварство и любовь». МДТ – Театр Европы

Взяв раннюю трагедию Шиллера, режиссер Лев Додин сместил акценты: не парочка высокопоставленных злодеев губит юных влюбленных, а вся государственная машина работает против любви двоих и… терпит поражение. Человеческий фактор в очередной раз оказывается неучтенной помехой. Не прибегая ни к каким лобовым методам насильственного «осовременивания» классики, Додин возвращает тексту трагедии современное дыхание. Спектакль выстроен с тщательностью шахматной партии – лаконично и остроумно.

Ритуал жертвоприношения во имя государства развивается логично и неотвратимо.

Лучший режиссер

Римас Туминас. «Евгений Онегин». Театр им. Вахтангова

В этом спектакле Туминас свободен, как может быть свободен режиссер, ощущающий актерское доверие. По-пушкински легко он совмещает иронию с сентиментальностью, пародийный настрой с подлинными трагическими моментами, усиленными щемящей музыкой Фаустаса Латенаса. Режиссер явно попадает в тон этой свободы, пренебрегающей всякими канонами и условностями.

Он не иллюстрирует Пушкина, а сочиняет новый роман, сокращая и сценически дописывая оригинал.

Кирилл Серебренников. «Идиоты». «Гоголь-центр»

В спектакле Серебренникова (по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера) действие происходит в современной Москве. Но без буквального перенесения сюжета в сегодняшнюю столицу: другая ментальность, отношение к «иным», политический и социальный контекст – все это послужило поводом для режиссерского переосмысления оригинальной истории. По замыслу Серебренникова, действие возникает прямо во время репетиций: драматург Валерий Печейкин вместе с творческой группой ищет в реалиях Москвы ситуации, в которых могут оказаться «новые юродивые».

Спектакль балансирует на грани между документальностью и свободной «вариацией на тему».

Сергей Женовач. «Москва – Петушки». Студия театрального искусства

В первую минуту известие, что Сергей Женовач выбрал для постановки «Москву – Петушки», ошеломляло; потом быстро становилось понятно, что ничего правильнее и не придумаешь. Где же еще смогут так услышать каждое слово культовой поэмы Ерофеева, каждый ее словесный завиток? К тому же мысли, темы, герои поэмы Ерофеева сейчас кажутся настолько несвоевременными, что какой бы еще театр взялся вернуть их в наше сознание и в нашу жизнь?

Сергея Женовача всегда интересовали герои, которые не вписываются в современный мир, существуют перпендикулярно ему. А теперь Веничка – дальний родственник булгаковского Мастера, грустный и деликатный алкоголик, автор коктейлей «Сучий потрох» и «Слеза комсомолки».

Лучший актер

Василий Бочкарев – Фома Опискин. «Село Степанчиково…». Малый театр

В спектакле зрительское сердце безвозвратно отдано «великому и ужасному» Фоме Фомичу – Василию Бочкареву, весьма расчетливому у Достоевского аферисту. Но здесь расчет явно сменяется блистательным комедиантством. К тому же Бочкареву предоставлена полнейшая актерская свобода – до виртуозной импровизации, до неожиданных пластических «выкрутасов».

Дурачится, юродствует, умничает, ерничает, проповедует, скорбит, издевается, торжествует, не забывая в очередной раз подмигнуть публике хитрым актерским глазом.

Александр Балуев – Дымов. «Небесные странники». «Ленком»

Актер играет необычно сдержанно и сосредоточенно, но от этого судьба его персонажа, достойнейшего человека, не востребованного светским обществом и не любимого собственной женой, кажется еще более трагической. Доктор Дымов говорит мало, к активным действиям тоже не склонен, но именно его спокойная, неподвижная фигура и приковывает внимание. Например, чего стоит первое его появление в салоне имитаторов от искусства!

Его пластику корректирует жена, складывает то так, то эдак руки, но Дымов от этого чувствует себя еще большим медведем – хочет сбежать и умоляющим взором смотрит на жену.

Антон Шагин – Алексей Иванович. «Литургия Zero». Александринский театр

Бешеная энергия, сжатая в пружину, ощутима в герое Шагина с самой первой минуты, когда разглядываешь сидящую в кресле фигуру в черном пальто, с надвинутой на глаза шляпой и босыми ногами: пальцы чертят в воздухе какую-то неслышимую мелодию… Уязвленный, распаленный, болезненно раздражительный мальчишка мечется по сцене. Черное пальто, мешковатые подвернутые брюки, ботинки на босу ногу – такой Алексей Иванович никак не вписывается в благообразное курортное пространство, но распирающая его жажда – то, что дает жизнь кручению бездушного шарика. Один звук голоса крупье прошивает его сильнее, чем присутствие любимой девушки… И Шагин замечательно передает и эти пароксизмы почти подросткового отчаяния.

Лучшая актриса

Виктория Исакова – Надя. «Братья». «Гоголь-центр»

В «Братьях» актриса сыграла роль проститутки. История социальная в этой постановке Алексея Мизгирева здорово скрещивается с историей любви, замешенной на Достоевском, но вброшенной в куда более циничные реалии. Надя – «тень Настасьи Филипповны», явно становится провокативным центром этого спектакля. Рыжая, то в длинной шубе, то в вызывающе коротком платье, она мечется между Обмылком и Тюхой, поет под караоке, плачет, кричит, шепчет, напивается, издевается – и все так, что дух захватывает.

В ней словно бы есть магнит, который физически притягивает Тюху, готового и украсть, и любить, и убить.

Александра Урсуляк – Шен Те и Шуи Та. «Добрый человек из Сезуана». Театр им. Пушкина

Все, что не удается сделать проститутке Шен Те, у ее «двоюродного брата» Шуи Та выходит играючи: наказать зарвавшихся нахлебников, «построить» домовладелицу, оторвать от пьянства любимого Янг Суна… И две эти роли исполняет одна актриса. Александра Урсуляк играет на таком выбросе нервной энергии, какого давно не знала наша сцена. Хриплый голос с нервными синкопами на неожиданных сломах фраз завораживает отчаянием. Сила этой маленькой женщины, бредущей с подгибающимися ногами на высоченных каблуках, кажется, действительно может перевернуть мир.

Но она не может ни сделать его лучше, ни высечь из него хоть капельку покоя и счастья.

Елизавета Боярская – Луиза. «Коварство и любовь». МДТ – Театр Европы

Луиза Миллер в строгом и глубоком исполнении актрисы становится главным действующим лицом спектакля. Ее природная приверженность идеалам света и чувство собственного достоинства требуют мужества Антигоны, которое она и проявляет в полной мере. Шиллеровская драма во всей ее полноте проходит через сердце героини.

Но при этом Елизавета Боярская полностью лишает роль Луизы оттенков «инженю», удаляет сентиментальность, страдательность.

Лучший эксперимент
Номинация «Эксперимент» в этом году представлена тремя социальными проектами.

«Театральная неотложка»

Проект был запущен в 2011 году в Перми при поддержке краевого министерства культуры. «Театральная неотложка» выезжает в детские больницы, дома ребенка, коррекционные школы-интернаты Перми и Пермского края. Для многих детей приезд «Театральной неотложки» стал первым знакомством с театром.

«Майская ночь»

Это спектакль Московского театра кукол на Спартаковской – для незрячих людей. Литовский режиссер Каролина Зерните выбрала для своей постановки ранние рассказы Гоголя. Согласно замыслу режиссера, он активно использует приемы, ранее на сцене не задействованные.

Майскую ночь воссоздают запахи и звуки, прикосновения. Актеры двигаются по рядам, активно взаимодействуя с публикой.

«Доктор-клоун»

Современная больничная клоунада появилась в 1980-е годы и быстро распространилась по Америке. Не столь давно начала работать российская некоммерческая благотворительная организация оказания социально-психологической помощи детям с тяжелыми заболеваниями «Доктор-клоун». В выступлениях артистов-клоунов нет детального сценария, нет режиссера – есть только импровизация для конкретного ребенка, с конкретным диагнозом, настроением и проблемами.

Ассоциация стремится к тому, чтобы доктор-клоун появился в каждой российской больнице.

Остальных номинантов «Театрал» представит в ноябрьском номере. Голосование на сайте: teatral-online

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *