«Седьмая студия» удивит новыми проектами
14 и 15 сентября на «Платформе» пройдут показы спектакля «История солдата». Отправной точкой для его создания было одноименное произведение Игоря Стравинского, задуманного как «читаемое, играемое и танцуемое»: лишь в соблюдении этого триединства авторы остались верны первоисточнику.
Хореография Гая Вайцмана, музыка Алексея Сысоева и документальный текст Екатерины Бондаренко переосмысливают притчу Стравинского о беглом солдате и чёрте и демонстрируют собственное неравнодушие к калечащим сценариям современности. Копродукция «Платформы», центра современного танца «Цех» и нидерландской танцевальной компании «Club Guy and Roni» — жестокая и поэтичная рефлексия о травматичном опыте человека на войне. В спектакле есть документальные монологи, написанные драматургом Екатериной Бондаренко на основе бесед с русскими солдатами, проливавшими кровь в реальной грязи недавних «боевых действий» — их читает актриса Виктория Исакова. Есть цепкая, пугающая и горькая музыка Алексея Сысоева — сочинение для четырех ударных установок, электроники и технических приспособлений, разрушающих зыбкую гармонию свистом и скрежетом.
Также в сентябре на «Платформе» покажут спектакль-лауреат «Золотой маски» — «Отморозки» Кирилла Серебренникова. Студенты «Седьмой студии», оставленные кем-то в неуютном сценическом пространстве — то ли площадь в оцеплении, то ли больничная палата — шокируют и провоцируют зрителя, но остаются искренними и требовательными до конца. «Когда я впервые увидел спектакль в Германии, — рассказывает Прилепин, — я испытал одно из самых серьезных шоковых состояний. Это была такая концентрированная история всей моей жизни в национал-большевизме — она десять лет длилась, и вдруг я ее вижу в течение 30-40 минут в этом сгустке на сцене. Молодые ребята, большинство из которых не разделяют ни национал-большевистскую, ни левую идеологию — все пошли на митинги, к реальным нацболам, прожили с ними 3-4 месяца, сняли их повадки, их речи…
Но они проделали и серьезную метафизическую работу, влезли к ним в душу, вползли в их шкуру. Искусство — литература, театр, кино — нечто большее, чем жизнь, что-то, что вбирает в себя жизнь и сгущает настолько, что можно ее попробовать и почувствовать сразу все вкусы. Кирилл вывалил в зал все это мясо, и это был шок, я расплакался — второй раз за последние 10 лет».
7, 8 и 9 сентября состоится показ оперы по мотивам текста Льюиса Кэрролла, самого странного сказочника всех времен и народов, «Охота на Снарка». Как и «Алиса в Стране чудес», «Снарк» написан вроде бы для детей: он даже посвящен маленькой девочке, дочери оксфордского декана Гертруде Чэтуэй, вдохновившей профессора математики Кэрролла на разнузданное баловство «в восьми воплях». В итоге немало взрослых сломали головы на этом произведении, которое из наших времен выглядит основополагающим абсурдистским сочинением.
Впрочем, абсурдизм тем и прекрасен, что отменяет любые основы и правила. Музыкальная партитура, созданная Юрием Лобиковым, чрезвычайно сложна: артисты «Седьмой студии», несмотря на свою хорошую музыкальную подготовку, учили её почти год. В этой музыке встречаются современная академическая музыка и традиционный мюзикл, поп-музыка и оперетта, джаз и народные мотивы.