Сергей Мигицко приглашает в замок
Мария КАМЕНЕЦКАЯ Когда вся страна упивалась длительными каникулами, в петербургском Театре Ленсовета шли премьерные показы спектакля «Приглашение в замок» по пьесе Жана Ануя. Одну из главных ролей исполнил Сергей Мигицко, которого вполне можно назвать ведущим не только в ленсоветовской труппе.
В Театр Ленсовета Мигицко был принят сразу после института и армии, в середине 1970-х. Он играл роли самого разного плана и калибра: от зверюшек (одной из любимых артист называет роль Осла из мюзикла «Трубадур и его друзья») и старух (хотя в это амплуа не вполне вписывается роскошная Атаманша из «Снежной королевы») до страстных любовников и авантюристов. Правда, из-за уникальных внешних данных раньше актеру доставались комические, острохарактерные роли. Сыграть «про любовь» удалось не сразу. «Это тяжело – каждый раз заново переживать измену, предательство, двуличие», – признается актер.
Теперь в творческое «резюме» добавился банкир Мессершман (из «Приглашения в замок»). Его герой, миллионер и деспот, окружен капризными красавицами – дочкой и любовницей, а также хороводом ярких, объемных, гротесковых персонажей.
В родном театре Сергей Мигицко ничего не репетировал почти два года. По словам актера, после выпуска спектакля «Фредерик, или Бульвар преступлений», где он играет центральную роль, нужно было восстановить силы, прийти в себя. Да и сама роль великого Фредерика Леметра должна была дозреть на публике, набрать масштаб.
«Приглашение в замок» по задачам скромнее. Это остроумная комедия положений с лихой интригой и любовными страстями. Сам Ануй считал ее весьма удачной и даже включил в сборник «блестящих пьес». Однако Сергей Григорьевич признает, что пьеса полюбилась ему не сразу:
– Я не умею анализировать пьесы сразу после прочтения. «Приглашение в замок» стала мне нравиться гораздо больше, когда начались репетиции. К тому же я понял, почему эта история про развлечения богатых людей вначале не «легла» на сердце. У нас, если верить газетам и ТВ, эти развлечения зашли намного дальше.
Над «Приглашением в замок» мы работали в современных ритмах, с современным сознанием, понятиями. Что и говорить, Ануй – мастер: хорошая идея, условие «про что», подробно и ярко написаны персонажи. Хотя над западными пьесами мне работать всегда сложнее, чем над русскими. Возможно, поэтому некоторые режиссеры «адаптируют» зарубежную драматургию.
То шекспировских героев одевают в современные костюмы, то сюжет стараются притянуть к современной действительности, к нравам и реалиям России.
– Владислав Пази тоже «адаптировал»?
– К счастью, он этим не увлекается. Так что и нам не пришлось. В «Приглашении в замок» есть и элементы триллера, и комедии, и притчи.
По-моему, у нас получилась притча, которой можно было дать подзаголовок «Богатые тоже плачут».
– Кроме премьеры, что произошло яркого, важного и запоминающегося в этом сезоне?
– Сезон выдался рабочий, боевой. Особенно крупных побед назвать не могу, хотя было много спектаклей, гастролей… На канале «Культура» я начал вести программу «Кто в доме хозяин» – про четвероногих, которые живут в домах у актеров, режиссеров, художников и зачастую становятся не только членами семьи, но главными в доме – кумирами и диктаторами… Я очень люблю животных, что может подтвердить мой кот, и мне интересно рассказывать истории известных людей через их домашних питомцев.
А еще буквально месяц назад я начал сниматься в «Докторе Живаго» у Александра Прошкина, в роли Гордона. Для меня прикосновение к такой литературе, тем более у такого режиссера, да еще и с прекрасными партнерами – это событие.