Щедринские торжества продолжаются…
В прошедшую пятницу, 21 декабря, в Концертном зале имени П. И. Чайковского прошёл ещё один концерт, приуроченный к восьмидесятилетию Родиона Щедрина. В исполнении замечательного Светлановского оркестра прозвучали сочинения последних лет — симфонический фрагмент для оркестра «Гейлигенштадское завещание Бетховена» (, «Поэтория» — это концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра.
Он написан на стихи Андрея Вознесенского — хорошего друга композитора. Ему и предназначалась роль поэта. Партию народного женского голоса Щедрин писал для Людмилы Зыкиной.
Стихи Вознесенского, броские и зримые, наполненные аллитерациями, в интерпретации талантливого актёра Евгения Миронова прозвучали очень искренне и глубоко. Почему-то голос его показался похожим на набатный колокол, поющий трагическую судьбу нашей страны:
«Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года…»
Прекрасна была Наталья Борискова — солистка Московской филармонии, одарённая певица, чей мощный и в то же время мягкий голос будто магнетизировал слушателя. Большой знаток русской народной песенной традиции, Родион Щедрин написал партию солистки в духе плача.
В исполнении Натальи Борисковой этот плач прозвучал как настоящее, неподдельное выражение людского горя.
Звучание музыки сопровождалось световыми эффектами. Подобные решения, стоит отметить, далеко не всегда бывают удачными. Однако в этот раз сменяющие друг друга визуальные ряды казались органичными и способствовали усилению общего настроения.
Подытоживая, скажу, что исполнение 21 декабря «Поэтории» стало для меня, без преувеличения, одним из самых сильных музыкальных впечатлений последнего времени.