Шостакович как симптом
«Век DSCH» в Камерном Музыкальном театре п/р Б. Покровского Людмила БАКШИ Повод, по которому играют и ставят музыку Шостаковича сегодня, вполне академичен – 100-летний юбилей. Шостакович вдруг сблизился с Моцартом по календарным обстоятельствам – юбилеи соседствуют… И как любая классика, музыка Шостаковича уже требует расшифровки и пояснений. Камерный театр родился музыкой Шостаковича – знаменитой премьерой оперы «Нос». Он стал первым советским подвальным оперным театром со всей атрибутикой андеграундного творчества, которое противостояло академизму и мертвечине официальной сцены.
Но с тех пор много воды утекло…
Вынесенные в название латинские буквы – знаменитая музыкальная монограмма имени и фамилии композитора в немецком написании Dmitrij SCHostakowitch. Дело в том, что музыкальный звукоряд, помимо общеизвестных «до, ре, ми, фа, соль, ля, си», обозначается также и латинскими буквами – a,b,c,d,e,f,g,h. Этих букв так мало, что не каждому композитору удается построить свою музыкальную монограмму. Наибольшей известностью пользуются две – Бах (Bach) и Шостакович. Тема DSCH возникает во многих сочинениях композитора как личная роспись.
Однако спектакль – не биография композитора. Век DSCH – это век, в котором жил Шостакович. Это – рассказ о судьбах людей этой эпохи.
Поэтому в спектакле объединены сочинения разных лет – Четырнадцатая симфония и Восьмой квартет, который Шостакович называл реквиемом самому себе, фортепианное трио памяти И.Соллертинского и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», фрагменты из цикла «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» (на слова Ф.Достоевского) и сюиты на стихи Буанаротти, романсы на тексты из журнала «Крокодил» и «Антиформалистический раек». Как говорят авторы спектакля –
М. Кисляров (автор либретто и режиссер-постановщик), А. Левин (музыкальный руководитель и дирижер), В. и Р. Вольские (художники), этот спектакль – театральная фантазия.
Удивительно, но факт: «Век DSCH» театр поставил в эстетике 70-х годов, эпохи своего рождения. С полным доверием к конфликтам автора и к его теме – о месте художника в мире. И, к сожалению для нас, ставка на актуальность неожиданно оказалась вполне оправданной.
Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» и сегодня звучит не менее остро и вызывающе протестно, чем в конце 40-х годов, когда он был написан, во времена государственного антисемитизма. Да и тема художника – творческого человека в современном «мире мер» не ушла в прошлое.
Спектакль «Век DSCH» наглядно показал всю иллюзорность нашего расставания с прошлым. И ценен не высокими достижениями постановки – в ней при желании можно найти множество недостатков. И не высоким уровнем исполнительского мастерства – артистам маленького театра трудно тягаться со звездами мировой оперы.
Он дорог тем, что еще раз напомнил: время в России, как и главные дороги в Москве, движется по кольцу, по кругу. И всем здесь живущим еще долго-долго не потребуется комментарий к музыке бессмертного гения советской эпохи.