Шоу-бизнеса у нас нет
Игорь Наджиев родился в Астрахани, своей утонченной экзотической внешностью обязан папе–иранцу, а вот мама у Игоря — русская. Себя же он считает русским по духу и православным по вере.
В самом начале 90-х приехал покорять столицу. Когда пришел за поддержкой к Алле Пугачевой, Примадонна, посмотрев его и послушав, была категорична: «Тебе, Игорек, никто не нужен, ты и сам пробьешься!» Как всегда она оказалась права, и уже в 1997 Игорь отмечает свое десятилетие творческой деятельности.
Сейчас он готовит к выходу пятый альбом, снял клип, много гастролирует – ближайшая поездка — в Лос-Анджелес, но всегда рад любой возможности пообщаться с читателями.
Перед нашей встречей он успел побывать в Покровском монастыре, где хранятся мощи блаженной старицы Матроны, которую сам Игорь очень чтит, обращаясь к ней с просьбами, потому и разговор начинается с вопросов о вере:
— Игорь, вы человек верующий, православный, а что вас заставило прийти к вере?
— Наверное, те потери, которые мне пришлось пережить. Сначала не стало отца, потом мамы, умер брат. Я чувствую, что мама, связь с которой я чувствую постоянно, помогает мне и после смерти. Она постоянно молилась за меня при жизни, наверное, делает это и теперь. Если говорить о том, кто непосредственно привел меня в храм, то это была певица Ольга Кормухина.
Сама она переживала не лучшие времена: у нее были проблемы с алкоголем, карьера не складывалась, сидела без работы – вот и пришла как-то к известному старцу Николаю Гурьянову. Он шлепнул ее легонько по щеке и сказал: «Иди, проспись, завтра придешь!». А Ольга, надо сказать, решила принять немного для храбрости. На следующий день она вернулась и стала жаловаться, что сидит без работы, денег нет. Он собрал что-то невидимое из воздуха, вложил ей в ладонь и сказал: «Спрячь в карман, и неси домой!» Не успела она до дома добраться – ей позвонили, и предложили работу.
С тех пор она стала другим человеком: вышла замуж, родила ребенка – жизнь наладилась.
— А вы сами изменились?
— Конечно. Знаете, когда я впервые пришел на могилу Матронушки, тогда она была еще на Даниловском кладбище, почувствовал, что со мной что – то происходит, я, например, перестал ругаться. Раньше в сердцах мог матюгнуться сгоряча – маме это очень не нравилось – а теперь бранные слова просто не могу произносить.
Ну не мое это! Еще? Стал ходить в храм, я и цветы, что получаю от поклонников, отношу в церковь. Думаю, они на меня за это не в обиде, я только передаю их дар, за который им обязательно воздастся. Отношение к жизни, безусловно, изменилось, когда знаешь, что на все Божья воля, трудности переносишь легче, а если ты что – то задумал – все получится.
Я сейчас готовлю свой пятый альбом, еще не знаю, когда он выйдет, и кто его издаст, но в том, что он появится, я нисколько не сомневаюсь.
— А старица Матрона помогает вам в чем–то конкретном?
— Угнали у меня однажды машину. Это был белый «Шевроле» очень редкой модели. В милиции сказали сразу, что надеяться нечего – машина заметная, ее после угона сразу же переправили подальше от столицы. Я пошел на могилу к Матронушке и попросил ее помочь.
Через три дня машину нашли. Это было настоящее чудо. О ее чудодейственной силе можно еще много рассказывать.
— В своем клипе вы выступаете в роли Иисуса Христа. Вы сразу решились на это, или были все же некоторые сомнения?
— Был своего рода внутренний трепет. Но с другой стороны, я подумал о том, что каждый творческий человек в чем то, пусть даже в малом, повторяет путь Христа – каждый несет свой крест. Удел всех больших художников – дорога на Голгофу, а настоящее признание они получают чаще всего лишь после смерти.
Вспомнить хотя бы того же Владимира Высоцкого, получившего официальное признание посмертно, или Игоря Талькова. Сколько артистов не получило при жизни то, что положено! Еще артист создает свой мир, где каждый поступок может стать может стать определяющим. Впрочем, это касается любого из нас. Есть такая притча: умер один грешник.
Стали ангел и бес решать, как с ним быть дальше. Бес радуется – список грехов такой длинный, что Ад ему обеспечен. Ангел вздыхает – добрых дел считай что и нет.
Только был один случай — кинул он кусок сухого хлеба нищему старику. Бес решил проверить по своим книгам: «Да, было такое. Шел наш грешник по дороге, а навстречу ему из леса вышел чуть живой старец и попросил хлеба. Кинул тот ему с бранью сухую корку, да пошел не обернувшись». «Так вот, — говорит ангел, — старик тот хлеб размочил и съел – это спасло его от голодной смерти. А старик тот был Серафим Саровский».
Захлопнул бес свою книгу и исчез, так и спасся грешник. Сухая корка открыла ему ворота в рай.
Говорит Игорь так искренне и убедительно, что я не могу удержаться от вопроса:
— Игорь, я не было у вас желания оставить песни, и посвятить себя Богу?
Он отмахивается:
-Нет, нет, нет! Я все время говорю: «Господи, только не это!» Уж лучше я петь буду! Но слышу я это уже не в первый раз.
Тем более что, оставаясь певцом, многим из числа своих поклонников и друзей стараюсь помочь прийти к Богу. Человека невозможно насильно привести в храм, но можно показать ему дорогу к храму. Это важно особенно сейчас, в наше время, когда появилось так много лже-кумиров и лже-пророков.
Многие понятия подаются совершенно в ином ключе. Так в передаче «Последний герой» героем станет тот, кто выживет, «останется в живых», устранив конкурентов, а по–моему, настоящий герой — это тот, кто может пожертвовать собой ради других. Для меня настоящий герой – это Евгений Радионов, которому в чеченском плену отпилили голову за то, что он не захотел снять с себя крест.
А еще герои те, кто в Российской глубинке живет без воды и тепла, годами не получая зарплату.
— Значит, экранные герои вас не привлекают?
— Экранные герои, слишком уж сделанные. Взять ту же «Фабрику звезд». Еще предыдущих мальчиков и девочек до ума не довели, а уже набрали следующую партию и снова объявили звездами. «Звезды» — это артисты с большой буквы, проверенные временем – нужно не менее десятилетия, чтобы понять, действительно ли это та «звезда», что не погаснет со временем.
Я тут оказался на гастролях в городе Прокопьевске. Гостиница была жуткая, достаточно сказать, что перед концертом я не мог побриться – не было воды. Совсем не было.
Я ходил из номера в номер и спрашивал: «У вас водички нет? Может, у кого в графинчике осталось?» Тут я невольно вспомнил «Фабрику звезд» и подумал, а вот бы их в такие условия поставить? Смогли бы они стать «звездами» в тех тепличных условиях, что им создают, а в тех условиях, в каких приходиться работать в провинции большинству российских артистов, многих из которых можно по праву назвать «звездами».
— Но есть ведь, наверное, среди молодых певцов и настоящие таланты?
— Конечно, жаль, что их-то, как правило, никто не видит. Недавно вместе с продюсером Любовью Воропаевой был в жюри конкурса «Кристальный голос». Там меня просто потряс один участник – она работает в ресторане Нижнего Новгорода.
У него такой голос! Я с радостью пошел бы на его концерт. К сожалению, часто успех определяет не наличие голоса или таланта, а наличие спонсора.
Потому что сам заработать денег на свою раскрутку в теперешних условиях не в состоянии ни один талант.
— Значит, шоу–бизнес дело невыгодное?
— Выгодное, только на Западе.
— А у нас?
— А у нас нет шоу–бизнеса, как нет науки, спорта, политики. А все оттого, что нет цивилизованного государства, которое любило бы свой народ. На западе отношение к артистам совершенно другое. Когда я в последний раз был в Америке, то смотрел по телевизору фильм об одном певце, который спел всего одну песню, и стал знаменит. Смотрел я на экран и думал с горькой иронией: «Что говорить обо мне?
Пора уже сериал снимать!» Там музыканты получают миллионные гонорары за свои альбомы, а у нас большая часть тиража – пиратские диски. Наши артисты в основном живут компаниями: Новый год – День святого Валентина – День Российской армии – Женский день, а еще выборы, где можно заработать. На западе продюсеры и звукозаписывающие компании очень ценят артиста, у которого есть свой зритель, своя аудитория, поскольку это то, что, бесспорно, принесет прибыль.
— А ваш зритель, какой он?
— Если говорить о возрастных категориях – это и старшее поколение, и подростки, и средний возраст. Кроме того, это очень преданный зритель, и благодарный. Меня редко показывают по телевизору, да и на радио песни мои звучат не так часто, но в провинции выпущено огромное количество моих пиратских альбомов, а еще меня знают по концертам. Стоит выступить один раз – приглашают снова и снова. Много работаю в Америке – там любят не тех артистов, что мелькают на нашем телеэкране, там в чести — другие исполнители, такие, как Елена Камбурова, Жанна Бичевская, так вот меня туда приглашают довольно часто.
В апреле снова еду в Лос-Анджелес по приглашению мэра города на фестиваль русской культуры. Впрочем, география моих путешествий достаточно разнообразна – 7 марта выступал в подмосковном Протвино. Таким образом, местная администрация решила отметить Женский день и поздравить женщин. Мне стало интересно, почему решили пригласить именно меня.
Оказалось виной всему — мой осенний концерт в соседнем Серпухове – он так понравился, что вопрос о кандидатуре не стоял. Я очень ценю любовь своего зрителя – это то, что не купишь ни за какие деньги!
(У Игоря собралась целая коллекция портретов, нарисованных его поклонницами, а так же множество икон, которые дарят ему на концертах. Все подарки он бережно хранит, а дарителей помнит по именам. – прим Л.С.)
— Жалко, что экране вы появляетесь до обидного редко.
— В 1998 году в театре Эстрады у меня прошел концерт «Памяти родителей» — тогда и мамы и папы уже не было в живых, поэтому для меня он был особенно важен. Концерт удался, я выложился, как мог – его оценили зрители, а сам я получили благословение Патриарха. Когда же пошел на телевидение, то услышал расхожую фразу – «неформат».
Что ж, я лишь пожелал здоровья родителям продюсера телеканала, что мне отказал, и продолжил работать. Если участвую в сборных концертах, где есть возможность меня вырезать – меня вырезают. Так было на Концерте памяти Леонида Дербенева. За меня просила его вдова, ведущие – Ангелина Вовк и Михаил Боярский, но это не помогло. А еще меня как – то решили пригласить на ток–шоу «Принцип Домино» тема моя – «Белая ворона».
Всю жизнь я не хотел быть, как все, а стремился быть самим собой. Помню, как очень давно, когда я еще учился в художественной школе, мои рисунки из зависти срывали на выставке. Прошло время, но мало что изменилось.
На передачу меня так и не пригласили, может быть, посчитали, что я выделяюсь даже среди белых ворон?
— Игорь, а как вам все-таки удается совмещать жизнь человека верующего с работой артиста, выходя из храма ехать на концерт в ночной клуб?
— Это моя работа, и отношусь к ней как к работе. Иногда бывает очень нелегко. Так сразу с похорон матери мне пришлось ехать в Москву, на концерт в «Метелицу».
А что делать? После похорон нужно было отдавать долги. В тех, кто говорит о своей работе и своих зрителях пренебрежительно, говорит лишь гордыня. Конечно, время сейчас очень тяжелое – все подчинено «золотому тельцу». Иногда то, что слышишь со сцены, просто пугает – матерные слова, пропаганда жестокости, того и гляди — на сцене будут просто убивать.
В этой ситуации больше всего жалко детей – это потерянное поколение, а может, даже и не одно.
— Игорь, так что же делать?
— Каждый человек должен измениться сам, стать лучше, тогда изменится среда, которая его окружает. Только так каждый из нас может что – то изменить в этом мире.