Скандал на «Еврофесте»: виноваты «стрелочники»?
Что изменится после «торжества справедливости», в результате которого была выявлена фальсификация отбора белорусских исполнителей на конкурс «Евровидение»?
Об этом «Ежедневник» поинтересовался у культуролога Максима Жбанкова.
— Как можно охарактеризовать результаты «переосмысленного» отбора музыкантов от Беларуси на конкурс «Евровидение»?
— Litesound, с токи зрения европейской конъюнктуры, — группа, конечно, более перспективная.
Это нормальный, интернациональный попсовый вариант. Нормальный продукт одноразового международного пользования. Но достаточно ли этого для победы на «Евровидении» — другой вопрос.
Это всегда определяется массой факторов как музыкальных, так и социально-культурных. На «Евровидении» каждый из исполнителей представляет не просто свой музыкальный стиль, но и свою страну, включая весь набор позитивных и негативных ассоциаций, которые с ней связаны. Поэтому, естественно, когда на «Евровидении» ставят оценки, оценивают не только артиста. Оценивают еще и тот флаг, под которым он выступает. И с этой точки зрения, у любого белорусского артиста, учитывая международную репутацию нашей страны, ситуация на «Евровидении» вдвойне сложная.
Потому что он, таким образом, отвечает за массу вещей, к котором не имеет никакого отношения. В то же время, с точки зрения музыкальной, группа Litesound более предпочтительна. Хотя если говорить о концептуально-содержательной составляющей, можно задаться вопросом – насколько их творчество может считаться визиткой национального стиля страны.
— Поменяется ли ситуация с подобными конкурсными отборами после нынешнего скандала на «Еврофесте»?
— То, что у нас самые разные решения оказываются невозможными без личного участия первого лица – факт достаточно известный и ничего нового здесь нет.
Мне трудно судить об обстоятельствах и тонкостях этого дела, но то, что получилось в результате – это стремление руководящих структур, в том числе и руководящих культурой, сохранить лицо в достаточно скандальной ситуации, которая неожиданно стала явной.
— Кто виноват в произошедшем? «Стрелочники»?
— На самом деле, в том, что существует у нас в культуре и в том, кто и что у нас выходит на первые роли, я думаю, виноваты не какие-то конкретные люди и, тем более, не какие-то конкретные исполнители среднего звена.
Уже не первый год существуют четкие общие правила игры. Система отбора, в том числе, на такие важные конкурсы, как «Евровидение», всегда оказывается связанной с работой определенной бюрократической машины. И даже если какой-то из винтиков данной машины будет объявлен виновным, все равно сам режим действия механизма и формат его существования остаются неизменными. Но я не уверен, что та ситуация, которая развивалась до скандала, она протекала вне ведома высших структур.
У нас такое, как правило, не происходит. У нас – четкое директивное управление.