Сказочные превращения
Людмила БАКШИ В Детском музыкальном театре Наталии Сац поставили оперу «Дитя и волшебство» на музыку замечательного композитора Мориса Равеля. В фойе зрителей радостно встречают сказочные персонажи. А в зале таинственно поблескивающий занавес с рисунками из детских сказок тревожит воображение. Что скрыто за этой волшебной завесой?
В 1916 году отнюдь не детская писательница Колетт предложила либретто директору «Гранд Опера»,тот обратился с просьбой к Равелю написать музыку. Но шла война, и «Балет для моей дочки», как тогда назывался сценарий, отложили. Только в 1924 году Равель вернулся к нему и лихорадочно начал работать. В письме к другу он написал: «Не вижусь ни с кем, кроме моих лягушек, негров, пастушек и тому подобных тварей».
Либретто Колетт соединило в себе самые разные мотивы сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Метерлинка, перенеся действие в обстановку современности.
Морис Равель, перекладывая сказку на музыку, разделил своих героев. Одним он дал инструментальную мелодику. Другим – одухотворенную вокальную интонацию. При этом, создавая лирическую сказку-фантазию, он использовал красочную оркестровку и сложную ритмику.
Пришедшим на премьеру детям, как и самим исполнителям, предстояло пройти испытание «трудной» музыкой. Но зал был полон и сосредоточен. Театр с постановкой справился.
И режиссер Валерий Меркулов, и художники Анна и Анатолий Нежные, и балетмейстер Борис Ляпаев создали на сцене удивительно красивый мир. Яркие краски, причудливые предметы, оригинальные костюмы, завораживающая пластика, стремительно развивающееся действие не давали ни на минуту ослабить внимание. В дуэте Кошки и Кота, в эпизоде Бабочки и Лягушек радовали органика сценического поведения актеров, грация танцевальной пластики и замечательные костюмы. Исполнители ролей Стрекозы, Китайской чашки и Английского чайника, Принцессы, Мальчика и его Мамы, Соловья и Летучей мыши были так естественны и убедительны, что казалось, равелевская партитура не доставляла им большого труда.
Уверенно вел спектакль оркестр во главе с музыкальным руководителем и дирижером Андреем Яковлевым. Но в исполнении такой изысканной музыки хотелось бы слышать больше присущего ей разнообразия и обилия красок. А пока в спектакле в целом еще не хватает тонкости, прозрачности колорита, точности нюансировки, присущей музыке Равеля.
Возможно, это еще впереди.