Сломанные цветы

«Хорошенькая» в «Современнике». Режиссер Екатерина Половцева Алиса НИКОЛЬСКАЯ   В прошлогоднем проекте «Современника» «Опыты» приняли участие четыре молодых режиссера. Среди них была выпускница гитисовской мастерской Сергея Женовача Екатерина Половцева, получившая в итоге приглашение сделать полноценную работу. Половцева выбрала малоизвестную, написанную в начале двадцатого века пьесу Сергея Найденова «Хорошенькая», в которой немало чеховских мотивов.

Их и заострила режиссер, сделав из довольно среднего материала умный, глубокий и изобретательный спектакль.

Действие «Хорошенькой» происходит на курорте, куда из года в год приезжает одна и та же компания. Они устали друг от друга, им скучно, и новые лица становятся поводом для забавы и приключения. Им попалась приехавшая из провинциального города пара: скучный правильный муж и легкомысленная молоденькая жена.

Тогда как он ворчит по поводу и без повода, то и дело порываясь уехать, она, очаровываясь окружением, хочет порвать с семейной жизнью и окунуться в водоворот веселой, необременительной жизни, где сплошные развлечения и радости. Однако эйфория скоро проходит, и Хорошенькая, отвергнутая появившимся возлюбленным и друзьями, идет по рукам, с трудом сохраняя человеческий облик.

На сцене вытянутый деревянный помост, по бокам которого столбы с фонариками, в центре колодец, где принимают ванны курортники, по бокам шаткие мостки. Художник Алексей Вотяков создал атмосферу, с одной стороны, затейливо-озорную, дающую ощущение легкости жизни на отдыхе, с другой – зыбко-опасную: ведь все здесь не всерьез, и оступиться очень просто.

Екатерина Половцева рассказывает «Хорошенькую», хоть и с оттенком ретро, но как сегодняшнюю историю. Мысль о том, что женщине, чье основное достоинство – внешность, очень трудно существовать в обществе, ее все принимают за игрушку для собственных забав, звучит вполне современно. Здесь виноваты все – и в то же время никто.

Роль Саши, Хорошенькой, досталась Клавдии Коршуновой, одной из самых интересных молодых актрис «Современника». Это очень удачное попадание: Коршунова, соединяющая в себе подростковую угловатость и чарующую женственность, изящество владения формой и умение забраться в самую суть персонажа, передать его судьбу, превосходно ведет основную линию спектакля. Ее Саша – поначалу смешная чудачка в скромном платьице, с широко распахнутыми глазами.

Ей все ново, все интересно, все люди кажутся привлекательными и необычными, особенно по сравнению с мужем, который вечно недоволен. Постепенно она взрослеет, обретает иллюзию самостоятельности, принимает решения, не задумываясь о последствиях. Даже влюбляется, только вот быстро надоедает своему избраннику – слишком наивна, слишком проста. А к финалу Саша приходит почти старушкой: погасшей, смятой, потерявшей смысл жизни. В последней сцене она вместе с приехавшим за ней мужем сидят спина к спине – чужие люди, пытающиеся нащупать в душе что-то близкое к былой привязанности.

Режиссер завершает спектакль вопросительной интонацией, одинаково позволяя героине и окончательно пасть, и получить шанс на спасение.

Отлично работает в спектакле весь актерский состав. Выделяются Сергей Гирин, которому удался образ Егора Егоровича, скучного и правильного мужа Хорошенькой, Никита Ефремов, чей господин Кольб сочетает очарование героя-любовника и мелочный цинизм ограниченного человека, и приглашенный из РАМТа Олег Зима – Крамер, последний покровитель героини, в чьей кажущейся железобетонности можно разглядеть и сочувствие, и понимание. Умение работать с актерами – важное качество для молодого режиссера, и Екатерина Половцева здесь отлично показывает себя.

Равно как и в потребности высказаться: от «Хорошенькой» остается ощущение спектакля живого и взволнованного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *