Смешать, но не взбалтывать
«Майская ночь», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.
Немировича-Данченко Борис ТАРАСОВ Была когда-то в советское время на Всесоюзном радио такая суперпопулярная передача – «В рабочий полдень». Именно ее – по структуре и наполнению – напоминает«Майская ночь». Не нужно, по примеру многих критиков, искать в постановке Александра Тителя никаких современных или постсоветских политических аллюзий, нет здесь и попыток серьезного истолкования гоголевского мистицизма. Не нужно сетовать и на эклектику в художественном решении Владимира Арефьева.
Стиль работы тандема Титель –Арефьев давно определен и ясен – микст, фьюжн, вне зависимости от «используемого» произведения.
«Смешать, но не взбалтывать» – девиз режиссера и художника. На открытии этого сезона обещали взяться за русскую оперную классику, ну вот и «используют».
Программа «В рабочий полдень», как известно, создавалась «по заявкам радиослушателей», но мы-то прекрасно помним, кто и как сочинял эти заявки. Поэтому и включали радиоприемник не в начале передачи, а к концу, дабы после обязательных «Песен о Родине и партии» ухватить несколько минут чего-то свежего и близкого. Точно так же поступает и режиссер Александр Титель – он хорошо знает грань между тем, что нужно зрителю-слушателю, и тем, чего хочется ему самому.
В буйстве «режиссерской фантазии» он оставляет нам моменты «встречи с прекрасным», с тем, чем традиционно славен «Стасик» – актерскими откровениями, ярким вокалом и музыкальностью. «Стасиком», к слову, называют москвичи театр за его душевный, домашний характер.
Тительская «Майская ночь» не обманывает ничьих ожиданий. Этот коктейль замешан на сочных бытовых деталях – вроде Левко, вытирающего сапоги пучком осоки, чистых «звуков природы» (привет Станиславскому!), Каленника с пулеметом, радиоуправляемой крысы на колесиках. Но еще в «Майский Титель» входят почти фантасмагоричные кадры кинохроники в духе «сталинского ампира», современные полуголые атлеты и уж совсем фантастические розовые фламинго.
Но после этого коктейля остается еще и послевкусие – чарующие «последние ноты». Те, которых и ожидают искушенные «радиослушатели». Этим «послевкусием» стали прекрасная работа оркестра под руководством Феликса Коробова, удивительно стильный, точный вокал и актерские удачи солистов – не только исполнителей главных партий, но (что уже традиция в этом театре) и всех второстепенных персонажей.
Чарующей арией «Спи, моя красавица» Левко (Олег Полпудин) покоряет не только Ганну, но и всю женскую половину зрительного зала. Под стать могучему Левко и Ганна (Наталья Владимирская) голос красавицы искупает все.
А вот блистательная троица: Голова, Свояченица и Винокур не дадут зрителю не то что прикрыть глаза, но и на секунду отвлечься от сцены. Талантливым актерам и вокалистам Дмитрию Ульянову, Ирине Чистяковой и Вячеславу Войнаровскому не мешают ни пулемет пьяного Каленника, ни упомянутая уже крыса на колесиках – сыгранная ими сцена может войти в анналы не только Музыкального театра. А про Винокура Вячеслава Войнаровского нужно писать отдельное исследование – настолько сочен, ярок и по-гоголевски красив его герой.
Времена «Рабочего полдня» закончились двадцать лет назад, почти тогда же, когда началось время «Майского Тителя» – примерно в эти годы мы впервые увидели хор Екатеринбургского театра оперы и балета в шапках в виде огромных домиков – «и вышел город» в «Сказке о царе Салтане», того же, между прочим, Римского-Корсакова. И на той же, между прочим, сцене… Можно справлять юбилей. Но, как это ни странно, тогда же мы увидели и удивительно поэтичные «Сказки Гофмана» – фантастический музыкальный спектакль, чистый и тонкий.
Когда же пройдут времена «Майского Тителя», наконец? Может, тогда настанет время «Сказок»?