Спектакль-долгожитель

Из богатого наследия юбиляра Дж. Верди его знаменитая оперная «триада» 1850-х годов, — самая популярная и часто исполняемая в мире. Но «Травиата» — рекордная по числу постановок по всем странам — и из репертуара московских оперных театров никогда не исчезала, а ныне идёт сразу аж на трёх столичных сценах, собирая полные залы (не считая студийных и студенческих спектаклей). «Трубадур», поставленный в Большом в 70-е годы, дожил до 90-х и в прошлом сезоне успешно был представлен «Новой Оперой».

«Риголетто» довольно долго в Москве был несправедливо предан забвению.

Без объяснения причин. Потому что уж качественных крепких баритонов для заглавной партии и лёгких подвижных сопрано на Джильду всегда хватало.

Запомнился жутковатый рассказ педагога по музлитературе, как она в середине 70-х попала на сильно обветшавшую постановку «Риголетто», перенесённую из Большого на сцену Кремлёвского дворца съездов. Джильду пела дама предпенсионного возраста и столь габаритная, что в финале просто не поместилась в бутафорский мешок! Так и торчали оттуда толстенные ноги в красных колготках, вызывая хохот зала.

Правда, в самом конце 80-х годов на той же нелюбимой всеми певцами сцене Кремлёвского дворца почти незамеченными прессой прошли несколько спектаклей новой постановки «Риголетто», памятной только мастерским исполнением заглавной партии Юрием Антоновичем Мазуроком.

Мало кто помнит «тёмную» историю с постановкой «Риголетто» в Музыкальном театре имени Станиславского на рубеже 90-х, ещё руководимом Е. В. Колобовым. Доведённая до оркестровых прогонов премьера была отменена! Официальная версия — идеологические разногласия дирижёра и приглашённых иностранных постановщиков, излишняя вульгарность предложенного ими. (Вот было ж время!) Кулуарные слухи — финансовые проблемы, обычная вещь для того периода.

Реабилитация шедевра произошла в назад коллега заметил: «не хватает наглости». И не надо!

Рождённый в знатности и богатстве, избалованный с детства донельзя, в отрочестве познавший все плотские радости этот Герцог совсем не зол и не циничен. Он скорее пышущий здоровым эпикурейством зверёныш, привыкший брать от жизни всё, что захочется.

Мораль, совесть? Да он и слов таких не знает!

Чертовски обаятельный, по-азиатски, в нашем случае, но этот привкус исконно полигамного, гаремного востока придаёт пикантности образу.

С первой близости внушить наивной девочке не страх или отвращение (Джильда и не сопротивлялась похитителям, и легко сама пошла в спальню к Герцогу, и вовсе не плакала после свершившегося!), а любовь, вплоть до самопожертвования, может только незаурядно талантливый любовник. Взгляд выходящего из алькова (ширм) от Джильды Герцога был словно у «доктора» после удачной «процедуры». Да и матёрая «профессионалка» Маддалена, наверняка, не первого красавчика заполучила к себе, а вот только этого захотела пожалеть и спасти.

А Маддалена хороша у Агунды Кулаевой!

Для меццо, что блестяще справляется с Золушкой Россини и Марфой в «Хованщине» (пока в концертном варианте) спеть единственную картину в финале «Риголетто», правда со знаменитым квартетом, почти шутка.

Вне эпохи костюм — чёрный гипюровый лиф, юбка со смелым разрезом, смотрится на эффектной точёной Агунде прекрасно, помогая вообразить её чарующей Кармен.

Большущая объёмная фактура Виталия Ефанова удачно подошла для «киллера» Спарафучиле, а его бас запомнился шикарными низкими нотами в ансамблях. Как всегда, на высоте был хор Новой Оперы, чисто мужской в «Риголетто». Немного разъехались с оркестром придворные в начале второго акта, рассказывая Герцогу о похищении незнакомки, но здорово завывали адские духи в финальной Грозе.

За пультом в этот вечер 25 октября стоял приглашённый дирижёр, уже получивший доброе прозвище «русского итальянца» Фабио Мастранжело.

Главное, маэстро чувствует певцов, умеет поймать солиста, даже если что-то вдруг пошло не совсем так.

Оркестр звучал у него слаженно, ярко, хотя порой качественно, без киксов, словно от лишней бурлящей энергии перевешивали медные духовые или вдруг лишний акцент выдавали литавры. Подфальшивили виолончели-дивизи в дуэте Риголетто и Спарафучиле в первом акте, нечётко вступили струнные при появлении Джильды.

Пожалуй, самое досадное — откровенно низкий соло-гобой во вступлении к Арии Джильды «Tutte le feste al tempio mentre pregava Iddio». Но в целом — это же мелочи, придирки, чтобы уж не абсолютно комплиментарным получился отзыв.

Подводя итог, 77-й по счёту «Риголетто» в Новой Опере стал пока единственным за урожайный на события год 200-летия любимого классика увиденным вживую спектаклем, который не стыдно во всех смыслах показать бы и самому великому Верди.

Автор фото — Д. Кочетков / Новая Опера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *