Спектакль Клятва на крови/Бумажная роза
театр «Молодежный театр на Фонтанке»
15 января в 19:00
Рамон Мария дель Валье-Инклан
"Клятва на крови/Бумажная роза"
Трагифарс по одноактным пьесам
Режиссер-постановщик – Ирина Куберская (Испания)
Зимой исполняется год спектаклю,
ставшему настоящим экспериментом для Молодежного театра
Спектакль «Клятва на крови/Бумажная роза» — одна из первых постановок драматургии Рамона Марии дель Валье-Инклана на современной российской сцене. Испанский писатель Валье-Инклан — одна из крупнейших фигур испанской культуры конца XIX- первой трети ХХ в. Пьесы «Бумажная роза» и «Клятва на крови», выбранные Ириной Куберской для постановки, входят в цикл одноактных пьес под названием «Алтарь алчности, похоти и смерти», в которых господствуют фарс и гротеск.
Драматург создает антологию человеческих страстей, исходя из испанской литературной традиции, неизбежно рифмующей любовь с кровью. Ткань пьес необычайно плотная: тайна, любовь, страсть, жертвенность, мистика, преступление…
Эстетика пластического, поэтического спектакля Ирины Куберской – это любопытный эксперимент для актеров Молодежного театра на Фонтанке.
Ирина Куберская о замысле спектакля:
-Валье-Инклан идет от площадного фарса до глубочайшей трагедии, это требует от актера специфических данных. Молодежный – тот самый театр, который может, отклонившись немного от своего лирического направления, воплотить эту жесткую драматургию. Творчество Валье-Инклана глубоко поэтично, он был еще и теософ, то есть понимал человека как таинство в его единении с космосом.
Из пяти пьес, которые составляют цикл, мы делаем две, очень различные по стилю. В «Бумажной розе» меня интересует, прежде всего, выплеск света из непроходимой темноты, а в «Клятве на крови» меня интересует мифологическая суть человека, благодаря этой драматургии удается прочесть и вскрыть нашу метафизическую природу.
Художник Николай Слободяник о спектакле:
Театр Валье-Инклана – это тонкий, поэтический театр, драматургия символов, знаков, недосказанности, где выстраивается цепочка разомкнутых сюжетов, открытых финалов. Если вспомнить поэзию Лорки, то многое станет ясно. Каждый объект, который будет находиться на сцене, призван работать разными гранями, намекая на ту или иную образную систему информации.
Металлический таз, в котором стирают белье, через пять минут может стать луной, невестой-луной — произойдет превращение, если белое кружево выстирают и повесят на этот таз. Потом луна будет вдовой, когда повесят черное кружево… Мы придумали занавес дождя. Это некая природа, которая должна напомнить и плач, и влагу женского тела, в этом занавесе должна быть боль и невесты, и вдовы, а еще некая сексуальность. Вся природа спектакля, в принципе, влажная… Сочетание воды и металла связывает земляной, простой, народный план с высокими космическими понятиями: луна, солнце, вечность, мужчина, женщина… А в целом, сочетание льняной ткани, замоченной в воде, грубых мужских ботинок и железа даст ощущение холода, который окружает человека — теплого и земного.
Сценография и костюмы – Николай Слободяник
Музыкальное оформление – Владимир Бычковский
Балетмейстер – засл. деятель искусств России, лауреат Гос. премии России Сергей Грицай.
Художник по свету – засл. работник культуры Евгений Ганзбург
В ролях:
Регина Щукина, Александр Черкашин, З.а.России Елена Соловьева, Екатерина Морачевская, Марина Ордина, Денис Цыганков, Егор Кутенков, Александр Скуман.