Спектакль Романа Виктюка «Эдит Пиаф. Мой Легионер»
театр «ДК им. Ленсовета»
3 апреля
ДК «Ленсовета»
Спектакль Романа Виктюка
«Эдит Пиаф. Мой Легионер»
Действующие лица и исполнители:
Эдит Пиаф: джазовая певица Нуца
Легионер: Заслуженный артист РФ Николай Добрынин
Антрепренёр: Заслуженный артист РФ Фархад Махмудов
Режиссёр спектакля, музыкальное оформление: Роман Виктюк
В основу пьесы, сочинённой Ксенией Драгунской по просьбе Романа Виктюка, положена реальная история из жизни певицы. Это изящный мелодраматический этюд о печальном романе Эдит Пиаф и летчика-легионера.
Спектакль — сценическая фантазия, посвящённая одному краткому эпизоду из жизни великой французской певицы Эдит Пиаф, её встрече с молодым легионером. История любви к юноше, который сгорает в подбитом самолете. Это о нём Пиаф будет потом петь свою знаменитую песню «Мой легионер».
В реальности же (об этом рассказывает сама Пиаф в своей книге «На балу удачи») всё было иначе. Герой её любовной истории Альбер пережил войну, но обычный, где-то даже банальный человек, никак не соответствовал тому идеальному образу солдата, который будоражил воображение семнадцатилетней Эдит. И тот, кого она оплакивала как погибшего героя, воплотился в песню…
На этот раз Роман Виктюк обошелся без эпатажа. В спектакле «Эдит Пиаф. Мой Легионер» актёры не работают в эротической пластике, а в их диалогах не слышатся знакомые «пряные» интонации.
Режиссёр не задаётся целью документально воспроизвести эпизод из биографии певицы. Для него это — спектакль-игра, попытка приподнять завесу тайны над актёрской судьбой. Как сказал сам Роман Виктюк: «Эдит Пиаф в этом спектакле находится в предощущении смерти, и её песня – это её душевный ландшафт, не похожий ни на чей другой. Её боль. Её одиночество.
Оно, мне кажется, окрашено в белый цвет, цвет трагедии. Поэтому белые цветы, белые одежды, такие светлые декорации на сцене… Там, где есть красота чувств, всегда присутствует трагедия. Тристан и Изольда. Ромео и Джульетта — они не могут перейти в следующую фазу, семейную.
Любовь лежит в каком-то ином плане бытия, не там, где живёт и устраивается род человеческий. В любви есть роковое семя гибели».
Спектакль об Эдит Пиаф вывел на подмостки ещё одну певицу. Она вживается и в эту пьесу, и в образ непостижимой Пиаф, и в случай, послуживший поводом для создания песни… Она — молодая грузинская певица с коротким именем Нуца, — пытается разгадать, почувствовать боль, что наполняет песни Пиаф.
Спектакль начинается сценой репетиции, неудачными попытками исполнить песню, жгучим ощущением беспомощности, когда не удается схватить главное… А заканчивается полным проникновением Нуцы в образ Пиаф, в природу ее чувств, в тайну её таланта. В сценическом пространстве происходит непрерывное балансирование от слова к жесту, от жеста к мизансцене, от мизансцены к музыке души…
Природа дала Нуце голос, близкий по тембру, диапазону, переливам, эмоциональности к голосу Пиаф. Иногда даже возникает сомнение: кто поет? Нуца и раньше исполняла песни Пиаф на французском языке и, по её словам, была уверена, что когда-нибудь сыграет в театре именно Эдит. В этом спектакле Нуца предстает в двух ипостасях: собственно Нуца и Пиаф, роль которой она играет. В спектакле песни Эдит Пиаф звучат как в оригинале, так и в исполнении Нуцы.
Актриса стала настоящим открытием Романа Виктюка. Он увидел её в юбилейном концерте Нины Ананиашвили. Она пела знаменитую пиафовскую «Падам-падам». Пьеса К. Драгунской «Мой легионер» давно тревожила воображение режиссёра.
Не было только главной героини….
Нуца – это не театральный псевдоним. Дочь ведущих актёров тбилисского драматического театра им. Руставели получила такое имя при рождении. Она никогда не мечтала о театре, судьба сама направила её на этот путь. Сегодня Нуца хорошо известна театралам.
Её актерские работы на сцене МХАТа и в антрепризных постановках имеют положительные отзывы критики. А за главную роль в пьесе Михаила Горева «Черта» Нуца была удостоена престижной театральной премии «Чайка».