«Спящая красавица» в Лондоне
Англичане — великие мастера создавать настроение. Будь то предновогодний «Щелкунчик» на сцене «Ковент-Гардена» или посленовогодняя «Спящая красавица» в Колизее, или же, если вернуться к лету прошлого года, Лондонская Олимпиада и прочие юбилеи.
Атмосфера праздника ощутима, она витает в воздухе,
не материализуясь, но присутствуя так отчетливо, так заразительно действуя на окружающих, что хочешь — не хочешь, но ты — часть его! А если к этому еще и прилагается мастерская работа, эмоциональная и проникновенная, великолепная, родная, одухотворенная музыка, лучшие танцоры, в том числе и нашей русской школы, то — удовольствие обеспечено!
«Спящая Красавица» в Колизее, представленная Английским национальным балетом и Кеннетом Макмилланом, взявшим за основу нетленную постановку Мариуса Петипа 1890 года, наслаждение — истинное, полное.
За 122-летнюю истории «Спящей красавицы» было создано множество ее версий,
в том числе и Макмилланом: Deutsche Oper в 1967 году, постановка 1973 года для Королевского балета в «Ковент-Гардене», которую потом, в 1987 году, повторили в Американском театре балета.
Но на этот раз Макмиллан выбрал традиционность, привнеся в нее небольшие изменения, добавив новые танцы Авроры во втором и третьем актах, но в основном достаточно строго придерживаясь основной классической версии Петипа.
Николай Георгиадис создал потрясающе изысканные костюмы,
несколько неожиданные для современной сцены, потому что свое вдохновение он черпал аж в 18 веке, украсив пачки фей неповторяющимися геометрическими узорами.
Традиционные декорации стали более универсальными и дружественными (сценография Питера Фармера). Сказка свершилась в туманных и пышных садах сказочной страны.
Тамара Рохо в партии Авроры, ставшая несколько месяцев назад художественным директором Английского национального балета, преподала мастер-класс своей труппе. Было заметно, какой концентрации и внимания, а, может быть, и напряжения, требовали от неё те или иные па-де-де. Однозначно, что они не дались балерине легко, в ее исполнении не было теплоты, но, тем не менее, в итоге — каждый элемент ее танца, каждое движение было исполнено чисто и аккуратно.
Тамара Рохо — признанная балерина в Лондоне, с хорошей техникой, но она — слишком «гранд-дама» для юной Авроры.
Лучшие моменты её исполнения случились в последнем акте, в котором она легко и игриво исполнила свое финальное соло.
Вадим Мунтагиров, выпускник Пермской балетной школы, в составе Английского Королевского балета с , а ведущим солистом театра стал с прошлого года. В партии Дезире, партнер Авроры-Рохо танцевал на английской сцене так, как обычно танцуют на русской: самозабвенно, уверенно и профессионально. Намного лучше он танцевал соло (особенно второй сольный акт — лирический), нежели в дуэте с Рохо, в котором чувствовалась напряженность.
Еще одна славянская балерина — Дарья Климентова из Праги,
в образе спокойной, разумной, взвешенной Феи Сирени привлекает внимание безупречным узором танца, мягкостью, женственностью, однако ее движение — не без элегантности и изысканности. У неё есть прекрасная легкость и спокойная, достойная уверенность, особенно в сценах с нечестивой и злой феей Карабос.
Хореография Петипа предполагает множество сольных партий, и у танцоров есть отличный шанс продемонстрировать свои таланты.
Феи из пролога создали удивительный танец, З. Атумбаев, уроженец Алма-Аты, танцевавший ранее в Русском национальном балете, привлек к себе внимание отличной техникой и четкими уверенными прыжками.
Не подвел в этот раз и кордебалет, добившись превосходной синхронности, создавая замечательный рисунок танца, четко держа линию.
Какая удача, что у нас есть этот изысканный сказочный мир, наполненный очаровательной музыкой, возвращение в который — всегда наслаждение.
Фото: ENB / Patrick Baldwin