Справедливое судейство
Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге в девятый раз проходил Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
За 14 лет своего существования (конкурс проводится раз в два года, но в не оказалось.
Первую премию получила сопрано из Австралии Элеонор Лайонс – певица с ярким голосом, может быть не сногсшибательного по красоте тембра, но звучным и сильным, гибким и пластичным. Её пение оказалось нюансированным и эмоционально наполненным, а в звуке чувствовался характер – характер победительницы. Если Лайонс не очаровала сразу и абсолютно, то, по крайней мере, она смотрелась, пожалуй, самой профессиональной из выступавших, уже не школьницей, но сложившейся артисткой. Австралийка исполнила арию Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно – не наипопулярнейший вальс с блистательной колоратурой, а напряжённый драматический монолог, который, похоже, больше подходит её крепкому, с металлическим отливом лирическому сопрано, и получила, пожалуй, самые горячие овации зала за весь памятный вечер.
Её соперница сопрано из Омска Екатерина Морозова была удостоена лишь третьей премии, хотя она произвела немалое впечатление на зал своей смелостью и изрядным мастерством.
Юная сибирячка рискнула исполнить не что-нибудь, а голосоломную каватину Семирамиды из одноимённой оперы Россини, и в целом вышла победительницей из этой рискованной схватки, продемонстрировав хорошее владение колоратурой, широкий диапазон и в целом пение очень энергичное, эмоциональное.
Между двумя дамами — кавалер: петербургский бас Юрий Власов получил вторую премию, спев «наше национальное всё» — залихватскую песню Варлаама из «Бориса Годунова». Голос русского певца ровный и звучный, в его исполнении сложного не столько даже вокально, сколько эмоционально номера присутствовал изрядный кураж, умение передать характер персонажа, продемонстрировать национальные черты героя — удаль и бесшабашность.
Из остальных финалистов немного жаль не получивших никаких премий двух певцов. Прежде всего, это юный Игорь Морозов (один из самых молодых вокалистов, принимавших участие в нынешнем конкурсе), пленивший проникновенным и очень красивым по звуку исполнением предсмертной арии Ленского — несмотря на молодость в этом пении было и профессионально сделанные нюансы, хорошее легато и самое главное — осмысленность в передаче эмоций героя.
Второй обойдённый фортуной фигурант — грузинский баритон Алуда Тодуа, отчаянно поливавший зал ярким и красивым звуком в искромётной каватине Фигаро из «Севильского цирюльника»: звука этого местами было многовато, но темпераментное и виртуозное пение грузина в целом оставило немалое впечатление. Морозов и Тодуа всё же были отмечены: первый Дмитрием Бертманом, специальная награда от которого предлагает дебют на сцене московской «Геликон-оперы», второй — японцами, подарившими молодому певцу возможность сольного концерта в Токио.
Прочие участники финала доставили гораздо меньше эмоций публике и демонстрировали большее количество технических несовершенств. Тем не менее, двое из них также получили поощрительные награды от спонсоров и партнёров конкурса — это московский тенор Александр Мурашов и петербургское меццо Александра Чухина.
Третий тур шёл в сопровождении оркестра Государственного Эрмитажа под управлением нынешнего главного дирижёра петербургского Михайловского театра Михаила Татарникова, который выказывал в целом неплохой уровень сопровождения и внимание к молодым и по большей части ещё малоопытным вокалистам.