Средневековый анекдот
Оперный фестиваль на родине Джоаккино Россини отмечает в этом сезоне юбилей — тридцать лет. По традиции представил для публики афишу из трех названий великого итальянца: оперы "Зельмира", "Шелковая лестница", "Граф Ори".
Тридцать лет — солидный возраст для любого культурного проекта.
Но оперный фестиваль в маленьком приморском городе Пезаро, где когда-то родился Джоаккино Россини — Пезарский Лебедь, за три десятилетия сумел стать одним из самых престижных музыкальных фестивалей Европы — в пример другим проектам, затевавшимся на родине знаменитых итальянских композиторов стиля bel canto — Беллини и Доницетти, и долго не продержавшимся. В свой "круглый" сезон Россиниевский фестиваль представил публике три оперных названия: крайне редко возобновляемую "Зельмиру", один из юношеских фарсов Россини "Шелковую лестницу" и спектакль "Граф Ори". Ситуация кризиса, давно трясущего итальянские театры и фестивали, а ныне достигшая особой остроты, напоминала о себе только количеством спектаклей: вместо пяти постановки шли по четыре раза. По остальным параметрам это был обычный ROF(Rossini Opera Festival), демонстрирующий традиционно высокий музыкальный уровень певцов, считающихся "зубрами" в россиниевском репертуаре, и молодых артистов, постановки удачные и вызывающие "буканье" публики.
В качестве эксклюзива юбилейной афиши решили вытащить на свет давно не идущую россиниевскую "Зельмиру" — оперу неаполитанского периода. Режиссер Джорджо Барберио Корсетти вместо малоазиатских островов Лесбоса и Митилены и гомеровских времен представил на сцене Адриатик Арена (непривлекательного спортивного зала на далекой окраине Пезаро, который на время проведения фестиваля превращается в театр) двадцатый век, раздираемый войнами, борьбой за власть и прежде невиданными в своей жестокости противоречиями. Без солдат, одетых в маскировочную униформу, не обошлось. По слухам, эта постановка обошлась в безумную и бессмысленную сумму. Публика "букала" в адрес постановщиков, но награждала аплодисментами музыкантов.
Роберто Аббадо во главе оркестра болонского Театра Комунале продемонстрировал тщательную работу. Хуан Диего Флорес в роли Ило, мужа Зельмиры, сорвал восторженные овации (его фанаты повсюду ездят за ним).
Постановка молодым режиссером Дамиано Микьелетто коротенькой комической оперы "Шелковая лестница" доказала, что можно создать хороший спектакль малыми средствами, как теперь принято говорить — low cost (малым бюджетом).
Сценограф Паоло Фантин использовал идею зеркала, отражавшего нарисованный на полу план квартиры и помогающего понять, что интрига, в которой задействованы две молодые влюбленные пары и ворчливый опекун, разворачивается по меньше мере в пяти комнатах. Забавная деталь: публику информировали, что адрес этой "квартирки" — улица Россини, 2. То есть адрес театра, под крышей которого готовые подурачиться на сцене артисты проделывали многочисленные серии gags. Наша соотечественница Ольга Перетятько очень удачно выступила в роли главной героини Джулии, а знаменитый Паоло Бордонье — в роли безмозглого слуги Джермано. Дирижер Клаудио Шимоне, не появлявшийся на ROF в течение многих лет, демонстрировал тонкое искусство с оркестром им.
Гайдна.
Опера "Граф Ори" была третьей постановкой юбилейного сезона Rossini Opera Festival, воскресившей шестилетней давности спектакль режиссера Луиса Паскаля. Для своей французской комической оперы Россини заимствовал много музыки из "Путешествия в Реймс". Идея же оперы родилась из "анекдота одиннадцатого века" о фривольном приключении известного дон-жуана, влюбленного в прекрасную графиню и под видом отшельника снимающего с нее обет воздержания.
Луис Паскаль (в одном лице режиссер, сценограф и художник по костюмам) пренебрег средневековьем. Мужчины вышли на сцену в пиджаках и брюках, дамы — в элегантных платьях для коктейля, а порой — в дезабилье. Веселой вышла сцена в доме графини, где мнимые богомолки в точном соответствии с темпом музыки распахивали монашеские одежды, являя на обозрение публики нижнее белье, как две капли воды похожее на знаменитые семейные трусы…
В 2003-м году "Граф Ори" был праздником вокала, в нем участвовали любимцы публики Хуан Диего Флорес, Бруно Пратико и Стефания Бонфаделли. Ныне на место Флореса заступил китайский тенор Yijie Shi.
Вокальная акробатика Россини ему, может быть, и покорилась, а французский язык — нет. Что касается комических басов, то Россини Опера Фестиваль всегда располагал артистами самого высокого класса, и Роберто Де Кандиа в роли Рембо, Лоренцо Регаццо в роли Гувернера поддержали в спектакле марку ROF. Дирижер Паоло Кариньяни с оркестром болонского театра Комунале вызвал всеобщее восхищение стилистической точностью.
Россини Опера Фестиваль — это не только спектакли, но и концерты bel canto, ритуальное исполнение "Маленькой торжественной мессы", встреч с известными музыковедами. Этот яркий музыкальный праздник в родном городе композитора проходит уже тридцать лет подряд, а в следующем сезоне войдет уже в четвертое десятилетие своего существования. И никто не сомневается, что желанию слушать музыку Россини, делать и продолжать этот знаменитый фестиваль не помешает никакой кризис.
Ирина Сорокина, rg