«Stabat Mater» Вивальди и Гайдна
24 марта, в канун Страстной недели и Пасхи, благотворительный фонд «Искусство добра» («De Boni Arte») представил в Римско-католическом кафедральном соборе Москвы неординарную для столичных меломанов концертную программу из произведений, которые далеко не часто услышишь даже в столице. В ней встретились представители разных музыкально-исполнительских поколений – признанный мастер камерно-аутентичного исполнительства Александр Рудин, вставший за дирижерский пульт возглавляемого им Московского камерного оркестра «Musica Viva», и молодой органист Константин Волостнов, лауреат международных конкурсов в Москве, Германии, Чехии и Сент-Олбансе (Великобритания). Последняя победа в Сент-Олбансе стала для артиста поистине триумфальной: в стране с великими традициями органного исполнительства русский музыкант стал обладателем сразу четырех (!) наград: Первой премии, Баховского приза, Приза публики и Приза за лучшее исполнение «Sacrificium» Дж. Каскена, а также получил ангажементы на выступления на пяти (!) знаменитых органах Европы: в Гаарлеме (Голландия), Шартре (Франция), Сент-Олбансе, Кембридже и Лондоне.
Кроме оркестра «Musica Viva», Александра Рудина и Константина Волостнова, в московском концерте приняли участие хор «Musica Viva» (хормейстер – Евгений Волков), а также четверка замечательных, поистине первоклассных певцов.
Имена солисток Большого театра России Анны Аглатовой (сопрано) и Светланы Шиловой (меццо-сопрано) хорошо известны московским меломанам. Напротив, молодые певцы Павел Колгатин (тенор), участник Молодежной программы Большого театра, и Максим Кузьмин-Караваев (бас), солист театра «Новая Опера», только начинают свое восхождение на музыкальный Олимп, с каждым разом заявляя о себе всё увереннее и увереннее. Не стал исключением и нынешний концерт.
Открыла программу симфония к кантате И. С. Баха № 146 («Wir muessen durch viel Truebsal»), исполненная органом в сопровождении оркестра. Антонио Вивальди написал «Stabat Mater» для контральто, струнных и basso continuo (RV 621) в 1712 году по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии, городе предков Вивальди по отцовской линии. Естественно, что в раннебарочный период истории музыки единственная вокальная партия этого сочинения могла быть поручена композитором только певцу-кастрату (надо полагать, скорее всего, кастрату-контральто). В наше время в этом 9-частном опусе звучит, как правило, низкий женский голос, но иногда и контратенора включают его в свой репертуар. В обсуждаемом исполнении низкое, богатое грудными обертонами меццо-сопрано Светланы Шиловой доставило истинное наслаждение: под сводами храма ее голос разливался торжественно-скорбно и просветленно-величественно, уверенно справляясь с виртуозным вокальным материалом и адекватно воплощая его первозданную музыкальную стилистику.
Йозеф Гайдн сочинил свою «Stabat Mater» для четырех солистов, хора, оркестра и органа (Hob. XXbis) в 1767 году, когда музыкально-барочный XVIII век с лихвой уже перевалил через свою середину. Ряд фактов биографии композитора свидетельствует, что заказ на этот опус поступил от Ордена «Милосердных отцов» Эйзенштадского монастыря. Жанр своего произведения – первого сочинения крупной ораториально-хоровой формы, ставшего приношением Матери Иисуса Христа – Гайдн определил как «гимн».
Безусловно, он впечатляет своей значительностью и музыкальными достоинствами, но внешне явно лишен довлеющей монументальности. Количество сольных и ансамблевых номеров (арий, дуэтов, квартетов) 14-частного цикла превалирует над хоровыми: хор выступает лишь в качестве маркера драматургически важных пунктов, определяющих границы больших разделов. Интимная камерность, искренняя доверительность и нескончаемая напевность музыки стали своего рода новаторством для того времени, стали тем сокровенно человеческим, что привнес Гайдн в художественные традиции канонической духовной музыки. Для того времени скромен был и состав оркестра: струнные дополнены органом, двумя гобоями и фаготом. Но именно это произведение вызвало восторженный отклик Иоганна Адольфа Хассе, всесильного композитора той эпохи, – и он содействовал организации первого исполнения «Stabat Mater» в Вене.
Восторженный отклик публики вызвало и нынешнее исполнение «Stabat Mater» Гайдна в Римско-католическом кафедральном соборе Москвы. Его потрясающая акустика просто завораживала, нахождение в ней под сводами храма создавало иллюзию обволакивающе мягкого «небесного» звучания. Если закрыть глаза и только слушать музыку, то можно было поймать себя на ощущении, что вокальные и хоровые партии словно лились сверху, оттуда, где находится сам орган, хотя и оркестр, и хор, и солисты, и органный пульт были расположены внизу, перед алтарной частью собора.
Хочется отметить высочайший профессионализм и подлинно одухотворенное погружение в музыкальный материал, с которым оркестранты, хористы, солисты-певцы, органист и дирижер исполняли свои партии, выстраивая сложную, необычайно красивую и удивительно чувственную полифонию разноплановых звучностей, которые на уровне человеческого подсознательного вызывали настоящий катарсис слушательского восприятия. Хочется надеяться, что опыт первого плодотворного сотрудничества оркестра и хора «Musica Viva» с фондом «Искусство добра» и Римско-католическим кафедральным собором Москвы будет развиваться и впредь, а значит, подарит слушателям незабываемые мгновенья приобщения и ко многим другим великим страницам западноевропейской духовной музыки.