Старая-старая сказка
Почему в детских театрах и ТЮЗах мало современного репертуара? «Театрал» задал этот вопрос экспертам Потерянное поколение
Завершившийся год стал рекордным по числу встреч театральных деятелей с представителями власти. Были выступления в Госдуме и Совете Федерации, руководители театров общались и на самом высоком уровне – лично с президентом и премьер-министром. Однако положение театров лучше пока не стало. Об этом говорил Александр Калягин на недавнем съезде СТД, об этом говорит и повседневная жизнь театров. В стране, взявшей курс на модернизацию и нанотехнологии, на развитие гражданского общества и на искоренение коррупции, – не работают законы, способствующие самому главному – благополучному развитию культуры.
Каждый худрук и директор театра могут написать толстую книгу о том, как трудно сегодня вести корабль под названием «русский репертуарный театр». И с каким опасением они ждут новых законов, подчас мешающих двигаться к новым горизонтам («Театрал» и газета «Новые Известия» писали об этом не раз). Не удивительно, что в новогодние дни особенно заметно бросаются в глаза и проблемы театров, чьи спектакли рассчитаны в первую очередь на детей и юношество.
Афиши в столице пестрят разнообразием – от репертуарной классики до «уникальных супершоу» – но что происходит в регионах? Тюзовский репертуар там мало отличается от того, каким он был, например, в начале 1990-х годов. Даже «хулиганские сказки», написанные для «современных детей» (например, «Волшебная елка. Блокбастер»), поставлены в эстетике вчерашнего дня. На одном из съездов СТД директор театра из маленького городка рассказывал, что детский спектакль на его сцене не пользуется успехом, поскольку волшебную Фею играет… 56-летняя грузная женщина.
А режиссер пермского ТЮЗа Татьяна Жаркова приводила противоположный пример – из училища она приглашает выпускника на роли сказочных персонажей, после чего «этот субтильный мальчик уходит в армию, а возвращается оттуда кабан. И проблема повторяется из года в год». Среди множества бед детских и молодежных театров, кадровая – одна из самых существенных.
Даже если законы будут блестяще работать, а во всех театрах отремонтируют крышу и заменят трубы, но не будет при этом талантливых спектаклей, – вырастет потерянное поколение.
Юрий Энтин:
– Несчастье в том, что время меняется с космической скоростью. Все, что создавалось в Советском Союзе, а именно – единственная в мире киностудия детских и юношеских фильмов, детские театры и
ТЮЗы, дворцы пионеров – все это рухнуло, в том числе и киностудия «Союзмультфильм», которую я считал своим вторым домом. И жанр детской песни, которым занимался я, тоже погиб. Лет десять назад композитор Евгений Крылатов сказал мне, что у него есть мечта сделать мюзикл «Русалочка». С этим предложением мы отправились в один театр и там нам сказали, что с удовольствием поставят наше произведение, если мы раздобудем 40 тысяч долларов. И мы ушли ни с чем.
Правда, в конце прошлого года появился спектакль Театриума на Серпуховской «Летучий корабль», к которому мы с Максимом Дунаевским написали новые песни. Постановка идет при полном аншлаге, но жалко, что ни одна песня не стала популярной: спектакль не транслируется по телевидению. Но мне кажется, что к спектаклям, поставленным для детей, надо относиться более бережно, меньше критиковать и тщательнее отбирать авторов.
Алексей Бородин:
– Сейчас не только детский театр, но и театр в целом переживает проблемы. А специфика детского театра связана с тем, что любое высказывание взрослых людей по отношению к новому поколению должно быть, прежде всего, честным и с пониманием того, что эти люди хоть и маленького возраста, но они вполне уже личности. Основное заблуждение в том, что мы считаем себя умнее детей.
И вот эти кризисы как раз и связаны с тем, что в обществе сложилось какое-то странное и высокомерное отношение к детям, как к недоумкам… Молодые режиссеры из мастерской Сергея Женовача поставили у нас в РАМТе несколько спектаклей. И эта история получилась очень удачной, потому что они общались с детьми на равных. И поэтому там царит игра. А что может выше игры – интересной, умной и увлекательной?! Как говорил Станиславский: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее».
И он на сто процентов прав.