Стигматы памяти
МДТ представляет новых авторов и новые лица на фестивале «Мы и они = мы» Ольга Егошина В течение трех дней на сцене Малого Драматического театра шел самый необычный фестиваль нашего времени. «Мы и они = мы» объединил спектакли одного театра – МДТ – по произведениям авторов разных стран (России, Польши, Венгрии, Эстонии, Казахстана, Бельгии). Перелопатив 749 пьес, потратив на репетиции 339 дней, на телефонные переговоры с авторами – 19 часов, 35 артистов и шесть режиссеров под общим руководством Льва Додина создали восемь постановок, складывающихся в общий портрет мира, бредящего глобализмом и все больше погружающегося в хаос националистических войн. Это не были модные «читки», но полноценные постановки-высказывания, часть из которых уже может претендовать на лавры «лучшего спектакля сезона». На фестиваль продавались абонементы, зрители в течение трех дней практически жили на улице Рубинштейна.
Надо ли отмечать, что заняты были не только места в зале, но и все ступеньки. Когда Владимир Высоцкий пел «и людей будем долго делить на своих и врагов», он вряд ли предполагал, что количество «врагов» будет от года к году расти в геометрической прогрессии. Распахнулись мировые границы, и вдруг обнаружилось, что враждебные и чужие «они» проникли всюду.
Топчут наши улицы, беседуют на своих непонятных языках, живут по своим непонятным правилам и придерживаются чужой веры. «Чужие» гастарбайтеры – будь то поляки, работающие в Германии («Темный лес» по Анджею Стасюку), или казахи в Москве («Беруши» Олжаса Жанайдарова), или мусульмане в маленьком русском провинциальном городке («Русский и литература» по Максиму Осипову). Но «чужими» могут стать и твои соседи, одноклассники, с которыми вырос. Национализм – зверь, который чутко спит и просыпается при любых исторических катаклизмах.
Об этом, о пробуждении зверя, – одна из лучших пьес ХХI века – «Наш класс. История в XIV уроках» Тадеуша Слободзянека.
Герои пьесы – одноклассники обычной школы маленького польского городка, евреи и поляки, которые смотрели одни и те же фильмы и ходили молиться в разные церкви. Вот только время выпускникам (1939 год) выпало страшное. Вначале пришли советские войска, пропали продукты в магазинах, в костеле открыли кинотеатр.
Главного романтика класса – Рысека (Станислав Ткаченко) – взяли в НКВД и страшно били. Выпустили его занявшие город фашисты. А первым убийством еврея стал самосуд, который Рысек с двумя одноклассниками-поляками (в классе их троих звали «тремя мушкетерами») учинил над одноклассником-отличником Якубом Кацем (Александр Быковский); считал его доносчиком. А потом всех евреев города согнали в овин, и овин подожгли.
И там сгорела с сыном красавица-одноклассница Дора (Екатерина Клеопина), в которую все мальчишки класса были немного влюблены, а Рысек – влюблен по-настоящему.
Из всех евреев города выжили трое. Уехавший еще до войны в Америку Абрам (Филипп Могильницкий). Муж Доры Менахем (Леонид Луценко), которого спрятала на мельнице одноклассница-полячка Зоська (Уршула Малка).
И Рахелька (Дана Абызова), которую спрячет, а потом уговорит креститься и на которой женится «четвертый мушкетер» – Владек (Олег Рязанцев).
В постановке, осуществленной режиссером Натальей Колотовой, заняты актеры с последнего курса Льва Додина и стажеры театра, пришедшие сюда всего сезон назад. И эти театральные салаги (самый старший тут – Владимир Селезнев) умеют существовать на сложной грани рассказа-проживания, донести каждое слово, каждую песню, каждый монолог, не теряя нюансов авторской мысли и накала чувств. Здесь нельзя идти на технике – необходимо пережить и перечувствовать боль и страх, ярость, отчаяние, ненависть, злобу, вину…
Убитые и умершие уходят в глубину сцены и пристально наблюдают за происходящим. Эскалация ненависти не угасает со смертью, она продолжает висеть в воздухе, отравляет детей и внуков. «Белым» голосом расскажет Зигмунд (Владимир Селезнев), глава «мушкетеров», предатель, провокатор и вдохновитель всех карательных акций, – как погиб любимый сын и все потеряло смысл… Захочет покаяться и рассказать перед смертью о сожжении в овине евреев еще один мушкетер, ставший ксендзом Хенек (Евгений Серзин), но не позволит церковное начальство.
Незамоленные, нераскаянные, неискупленные грехи висят над нами всеми.
Фестиваль «Мы и они = мы» задуман как попытка восстановить связь времен и историческую память. К фестивалю сделан буклет-справка с датами и цифрами, документами, касающимися переломных моментов европейской истории. «Нам практически к каждому эскизу пришлось делать своеобразную брошюру исторических фактов, – рассказал в предфестивальном интервью Лев Додин, – когда мы поняли, что зритель наш, даже самый образованный, очень многого не знает. Честно говоря, мы почти НИЧЕГО не знаем».
Человек – странное существо, для которого память и дар, и проклятье, и источник силы, и ахиллесова пята. МДТ предложил попытаться понять судьбу новой Европы в судьбах конкретных людей, попытаться услышать разные голоса, точки зрения, наконец, попытаться осознать, что любое деление на своих и чужих – условно и ущербно. Несть ни эллина, ни иудея – «мы и они = мы».