Столетию гения
Российский национальный оркестр открыл очередной сезон совершенно необычно: в Большом зале столичной консерватории был дан монографический концерт, то есть полностью состоящий из произведений одного композитора. Случается такое по нынешним временам не так уж часто. Тем более не часто это случается в отношении произведений Римского-Корсакова, столетие со дня смерти которого проходит в общем-то мимо музыкальной общественности России. Столь круглая дата в отношении одного из титанов русской музыки отмечена всего одной оперной постановкой в Питере (возобновление сталинской «Псковитянки» в Мариинском театре) и двумя в Москве («Майская ночь» в Театре Станиславского и «Сказание о невидимом граде Китеже» в Большом – премьера ожидается в октябре).
И ни единым симфоническим концертом!
Михаил Плетнев в этой ситуации – приятное исключение. Он не скрывает своих симпатий к творчеству композитора: в мае РНО под его руководством в содружестве с консерваторским хором и солистами московских театров представили концертное исполнение «Майской ночи» на открытом воздухе в усадьбе Архангельское. И вот – новое обращение к музыке, пожалуй, самого русского из отечественных композиторов.
Римский-Корсаков известен прежде всего как оперный автор, хотя в его портфолио несколько симфонических произведений, ряд из которых («Шехеразада», «Испанское каприччио») пользуется оглушительной популярностью не только в России, но и во всем мире. Не лишне напомнить, что именно Римский-Корсаков является автором первой в истории русской музыки симфонии. Однако Плетнев решил сосредоточиться на оперном творчестве композитора, но, скажем так, в симфоническом прочтении. Были исполнены авторские сюиты из опер «Сказание о граде Китеже», «Млада», «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане».
Сказать, что Плетнев прекрасно чувствует музыку Римского-Корсакова, является ее тонким интерпретатором – значит ничего не сказать.
Почерк дирижера настолько индивидуален и самодостаточен, но в то же время гениально созвучен музыкальной форме и идеям самого мастеровитого из кучкистов. В прежние времена основными интерпретаторами Римского-Корсакова выступали такие могучие фигуры как Николай Голованов и Евгений Светланов, и музыка его звучала в их исполнении мощно, сочно, колоритно, им удавалось выявить и высветить все грани этого удивительного бриллианта путем резкого сопоставления или даже противопоставления контрастности, заложенной в произведениях композитора, подчеркивая их драматическую насыщенность, эпическую мощь, широту и силу русского характера. У Плетнева совершенно свой, особый путь. Он не поражает стихийностью, буйством красок, особой мощью оркестрового звучания, хотя все tutti и fff впечатляют.
Путь Плетнева – тонкая градация нюансов, особая теплота лирических фрагментов, выпуклый показ мелодики. Напевность, широта мелодии, в то же время, лукавая улыбка и тонкий юмор – эти грани музыки Римского-Корсакова лучше всего высветлены Плетневым и его коллективом.
Оркестр, руководимый маэстро, безусловно, коллектив первоклассный по всем параметрам. Возможно, об этом и не стоило писать лишний раз, ибо факт общеизвестный.
Однако дифирамбы так и просятся на перо: исполняемого у нас редко симфонического Римского-Корсакова, а частенько и оперного, подают зачастую вяло, скучно, неинтересно. Оркестровые красоты сами по себе, заложенные в блестящей инструментовке автора, довольно быстро утомляют, если не подчинены единой идее, если их прочтение не содержит пульсации и нерва – подобно тому, как глядя на ориентальную орнаментику вы восхищаетесь на первом образце и начинаете зевать на десятом. Плетневу близок и понятен мир Римского-Корсакова, его музыкальный язык, и этим он умеет заразить оркестр.
Произведения звучат не просто красиво, разнообразно и красочно: они захватывают, увлекают, завораживают. Все четыре сюиты отличала целостность и продуманность исполнения. Будь то «Сеча при Керженце» или «Три чуда» — везде ощущался необыкновенный драйв, ясный, недвусмысленный посыл. Но особенной удачей, как представляется, была «Ночь на горе Триглав» из «Млады»: поэтическая тема загубленной княжны и ламенто тоскующего Яромира почти зримо противостоят шабашу свиты Чернобога; широкая напевность славянского мелоса – вычурной ориенталистике соблазнительницы Клеопатры.
Здесь Плетневу и его оркестру удалось достичь необыкновенных метафизических высот, когда музыка что называется «берет тебя за душу», когда ты растворяешься в ней и более себе уже не принадлежишь.
В итоге так и хочется воскликнуть: слава Богу, что у нас есть Плетнев! В противном случае о гении русской музыке, похоже, у нас так бы и не вспомнили.
Столетний юбилей прошел скромно, но достойно, что, возможно, в конечном итоге и не плохо: Николай Андреевич никогда не был фигурой светской и эпатажной, но всегда очень скромным, принципиальным и сосредоточенным на великом служении музыке тружеником.
Справка по теме:
Автор этих строк заинтересовался вопросом – а как сегодня, в юбилейный год, обстоят дела с постановками опер Римского-Корсакова в России и за рубежом? Нехитрый поиск в сети Интернет позволил составить некоторую картину – не претендующую на полноту, но все-таки весьма показательную.
В России бесспорным «лидером проката» является «Царская невеста» — опера сколь популярная у нас, столь и непонимаемая и неисполняемая в мире.
Почему? – ответа на этот вопрос не нахожу, поскольку «Царская» — опера, безусловно, наиболее близкая эстетике так любимого в Европе и Америке Чайковского. В репертуаре 13-ти российских театров значится на сегодняшний день это произведение.
Специально к юбилею композитора помимо трех столичных трупп (Мариинка, Большой, Станиславский) к его творчеству обратились еще в ряде российских городов, а также в Белоруссии, специально осуществив новые постановки опер Римского-Корсакова: в Минске («Кащей бессмертный» и «Моцарт и Сальери»), Красноярске («Снегурочка»), Самаре («Моцарт и Сальери»), Улан-Удэ («Садко») и Ростове (на декабрь с.г. запланирована премьера «Сказки о царе Салтане»).
Самым репертуарным Римский-Корсаков по-прежнему остается в Мариинке, где при жизни композитора прошло большинство премьер его опер. На сегодняшний день петербургский театр имеет в репертуаре шесть опер композитора.
В Москве, с частными антрепризами которой также был связан важный этап творчества композитора, Римский-Корсаков представлен во всех столичных театрах, но в основном самыми популярными произведениями. Большой уступает Мариинке одну позицию – в его репертуаре после октябрьской премьеры «Китежа» корсаковских опер станет пять.
Целый ряд опер композитора вообще отсутствует в репертуаре российских театров, некоторые представлены единичными постановками.
Оперы Н. А. Римского-Корсакова в репертуаре театров России и Белоруссии в 2008 году Мариинский театр, Санкт-Петербург — «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Большой театр России, Москва — «Снегурочка», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва — «Майская ночь», «Сказка о царе Салтане».
Геликон-опера, Москва — «Царская невеста», «Кащей бессмертный».
Новая опера им.
Колобова, Москва — «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста».
Центр оперного пения Вишневской, Москва — «Царская невеста».
Оперный театр Московской консерватории — «Снегурочка», «Царская невеста».
Большой театр оперы и балета Белоруссии, Минск — «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Кащей бессмертный».
Воронежский театр оперы и балета — «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста».
Екатеринбургский театр оперы и балета — «Снегурочка».
Красноярский театр оперы и балета — «Снегурочка».
Нижегородский театр оперы и балета им. Пушкина — «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
Новосибирский театр оперы и балета — «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
Ростовский музыкальный театр — «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».
Самарский театр оперы и балета — «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, Казань — «Царская невеста».
Башкирский театр оперы и балета, Уфа — «Снегурочка».
Бурятский театр оперы и балета, Улан-Удэ — «Садко».
Ну а что же в мире? Кто-то вспомнил русского гения вдали от его Родины?
Общеизвестно, что оперы Римского-Корсакова не относятся к мейнстриму мирового оперного репертуара.
Из русских композиторов в этом плане повезло лишь Чайковскому, Мусоргскому и Шостаковичу. Однако отдельные постановки все же есть, хотя их, конечно, до обидного мало…
Оперы Н. А. Римского-Корсакова вне России в 2008 году Опера Франкфурта-на-Майне, Германия — «Царская невеста» (5 спектаклей в феврале — марте).
Лондон, Великобритания — «Кащей бессмертный» (концертное исполнение в сентябре, дирижер – Владимир Юровский).
Опера Монпелье, Франция — «Моцарт и Сальери» (концертное исполнение в июле, дирижер – Лоренс Фостер).
Фестиваль редких опер, Уэксфорд, Ирландия — «Снегурочка» (6 спектаклей в октябре).
Опера Кальяри, Италия — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (7 спектаклей в апреле – мае: совместная постановка с Большим театром России).
Бейрут, Ливан — «Царская невеста» (3 спектакля в феврале – гастроли Геликон-оперы).