Столица фестивалей
Катерина АНТОНОВА «Эмилия Галотти», Дойчес Театр, Берлин Москва – удивительный город. Вы не найдете ни одного человека, который бы сказал, что он по-настоящему доволен театральной ситуацией в столице. Между тем даже если перечислить только фестивали, станет понятно: чтобы посмотреть все интересное, в театр надо ходить как минимум раз в неделю. Чтобы не быть голословными, перечислим столичные фестивали: национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» – как правило, стартует в середине марта и длится две-три недели.
На «Золотой Маске» можно посмотреть лучшие работы российских театров за прошедший сезон. Весь год критики ездят по городам и весям, отбирают спектакли, и в результате в московской афише появляются самые интересные и важные работы российских режиссеров.
Следом за «Маской» – раз в два года – начинается Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова. Он продолжается два, а то и три месяца, и афиша его пестрит названиями театров со всего мира: все необычное, непонятное, но занимательное, как и все самое известное, всемирно признанное свозится в летнюю Москву – нет ограничений ни по жанрам, ни по стилям.
В сентябре проходит фестиваль «Новая драма» – модное сегодня направление, представляющее альтернативный [%4634%]путь развития российского театра: жестокость, мат, вся правда жизни без прикрас царят в спектаклях «новодрамовцев».
Конец осени – начало зимы – это фестиваль современного танца ЦЕХ и сессия питерского фестиваля «Балтийский дом» в Москве (в этом году оргкомитет решил привезти спектакли литовских режиссеров).
Декабрь – это всевозможные рождественские и прочие новогодние фестивали. И если ходить на все их спектакли, то некогда будет встретить Новый год.
В этом списке нет: фестивалей студенческих спектаклей, коих в Москве два, фестивалей детских театров и оперно-балетных фестивалей.
Если говорить совершенно серьезно, то едва ли в мире найдется много столиц, которые могли бы похвастаться таким обилием театральных смотров, каждый из которых имеет свою специфику, направленность и особым образом отбирает спектакли в афишу.
NET – фестиваль, который проходит в ноябре. Название его расшифровывается как «Новый Европейский Театр»; соответственно, в его афишу отбираются спектакли, которые отражают состояние европейского театра на данный год.
В афишах фестиваля были спектакли из Брюсселя, [%4635%]Лиссабона, Хельсинки, Алма-Аты – постановки разного качества и разной степени важности (в основном ровные, профессионально сделанные, но невыдающиеся спектакли). Главным же событием NET’а стал спектакль «Эмилия Галотти» Михаэля Тальхаймера (Дойчес Театр, Берлин), показанный под занавес фестиваля. Возвращаясь к первому утверждению по поводу обилия фестивалей в столице, стоит все-таки оговориться: несмотря на то что их действительно очень много и, казалось, выбор огромен, по-настоящему сильные, крупные спектакли встречаются не часто, так что вполне реально успеть посмотреть их все.
Главное, знать, на что стоит ходить.