Таланты и поклонники
Какими были первые пять лет премии «Звезда Театрала» В день, когда этот номер «Театрала» выйдет в свет, в Театре Вахтангова в шестой раз будет вручаться премия «Звезда Театрала». Репортаж читайте в следующем номере (или на сайте teatral-online). А пока редакция, перетряхнув подшивки журнала, решила полистать страницы истории. Первые лауреаты
Одним из первых лауреатов «Звезды Театрала» стал худрук МДТ – Театра Европы Лев Додин в номинации «Театр без границ» ( спустя, когда корифей Вахтанговской сцены сыграл Грегори Соломона в спектакле «Пристань», читатели номинировали его на «Звезду Театрала» как исполнителя лучшей мужской роли. Голосование продолжалось три месяца, и Владимир Этуш победил.
– Новыми ролями вас не обделяют. И Римас Туминас блестяще показал в своей «Пристани», что для артистов возраста не существует…
– Это да, но сколько в России моих коллег, которые, увы, несправедливо забыты. А они могли бы еще играть и играть, поверьте мне. Нет ничего страшнее, чем крушение на твоих глазах жизни, которой посвятил множество лет. Они приходят в театр, где когда-то блистали, а там им словно не рады.
Они ищут любую возможность быть полезными, хотят играть, а им намекают: мол, дайте дорогу молодым… Но ведь старики не грезят Гамлетами, Офелиями, Ромео и Джульеттами… Они будут рады любой рольке… Впрочем, я говорю о других. В Театре Вахтангова сейчас безоблачные времена.
Артисты и публика
Поскольку «Звезда Театрала» – премия зрительская, то отношения артиста и публики не раз становились главной темой вечера. Так произошло, например, в 2012 году, когда телеведущий Ильдар Жандарев (вместе с Борисом Берманом он вручал награду в номинации «Лучший актерский ансамбль») сказал:
– Зритель – это тот, для кого, собственно, и ставится спектакль, поэтому его мнение важно всегда. Вообще театр так устроен, что, как бы часто ты туда ни ходил, все равно каждый поход – это событие. И даже вне зависимости от того, удачный или неудачный спектакль ты посмотрел. В этом и заключается главное отличие театра от кино: вокруг театра всегда праздник.
Хотя мне, как зрителю, всегда сложно выбирать лучших. Вот я сейчас посмотрел на список номинантов «Звезды Театрала» – и у меня глаза разбегаются: я бы всем вручил награды. Они все достойны.
Против «табуреток»
Юрий Любимов, лауреат «Звезды Театрала-2010» за спектакль «Мед», получив награду, заявил зрителям:
– Я подал в отставку. Они просили продолжить, кто мной управляет, но сами как-то зашатались. И я не знаю, что дальше будет. Но во всяком случае мы дружно выступили, что с театрами так обращаться нельзя.
Это мы сказали в Думе. Каждый из нас, не сговариваясь, вышел и сказал, что управлять нами «чурки» и «табуретки» не могут. Они ничего не понимают. Я не собираюсь без конца писать, сколько театру нужно гвоздей, сколько досок, сколько краски.
Это полный и законченный идиотизм. Извините, я вас не пугаю, а говорю то, что есть. Надеюсь, мы что-то сможем… Какая-то группа, которая может говорить с высокими чинами, скажет, что так нельзя!
Сообщение вызвало шок: это было первое заявление выдающегося режиссера о своей отставке. Вскоре он и в самом деле покинул «Таганку».
Свет ушедшей звезды
За пятилетнюю историю премии ее лауреатами стали несколько десятков человек. Увы, жизнь неумолима и сегодня с нами нет уже троих лауреатов – Петра Фоменко («Лучший режиссер пятилетия», 2008), Людмилы Касаткиной («Легенда сцены», 2010) и Марины Голуб («Лучшая женская роль», 2010). В память об ушедших коллегах Валентин Гафт на одной из церемонии прочитал собственное стихотворение:
Живых все меньше в телефонной книжке,
Звенит в ушах смертельная коса,
Стучат все чаще гробовые крышки,
Чужие отвечают голоса.
Но цифр этих я стирать не буду
И рамкой никогда не обведу.
Я всех найду, я всем звонить им буду,
Где б ни были они, в раю или в аду.
Пока трепались и беспечно жили –
Кончались денно-нощные витки.
Теперь о том, что недоговорили,
Звучат, как многоточия, гудки.
Без возрастных ограничений
Лауреаты «Звезды Театрала» – это не только «умудренные опытом» и сыгранными ролями маститые артисты. Не раз в этой нелегкой борьбе победу одерживала молодежь, как случилось, например, с Юлией Пересильд («Лучшая роль второго плана», 2011).
– Юлия, вы знаете, что лауреатов этой премии выбирают зрители. По-вашему, всегда ли их точка зрения является камертоном? Часто ли она совпадает с оценкой критики?
– Точка зрения зрителя не всегда совпадает с мнением критиков, и это правильно, это нормально. Потому что все-таки критики – это люди, которые очень много всего видят и которых сложно чем-то удивить. Они смотрят спектакль с профессиональной точки зрения. А зрители воспринимают все более искренне. Если их «пробивает» на смех, на слезы или, наоборот, на какой-то протест, если спектакль эмоционально задевает, то зрителю это нравится.
В этом смысле критик и зритель отличаются, как взрослый и ребенок.
– Вам кажется, оценка публики всегда верна?
– Оценка не может быть верна или не верна, потому что оценка – вещь субъективная и у критиков, и у зрителей. Но все-таки не надо забывать, что семьдесят процентов того, что мы делаем, мы делаем для зрителя. Остальные тридцать уже для наших амбиций, для нашего роста, для открытия новых форм.
Все равно мы должны со зрителем хотя бы иногда пересекаться, а не идти параллельно.
Самой же великовозрастной победительницей «Звезды Театрала» стала в 2012 году замечательная актриса Театра Вахтангова Галина Коновалова, которая в свои почти сто лет играет в спектакле «Пристань» одну из главных ролей. Получая награду, Галина Львовна сказала:
– В наше время, когда неуважение и даже безразличие к старшему поколению является почти государственной политикой, Театр Вахтангова в лице его художественного руководителя предоставляет на 90-летие театра сцену пожилым артистам и не прогадывает. И делает великолепный спектакль! Одним словом, спасибо, Римас, спасибо, птица!