Там чудеса….

театр «Русская антреприза им. А.Миронова»

ТАМ ЧУДЕСА…

(ВЕСЕННИЕ ПРЕМЬЕРЫ В ТЕАТРЕ «РУССКАЯ АНТРЕПРИЗА»
ИМЕНИ АНДРЕЯ МИРОНОВА И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ)

 Надо владеть искусством трансформации пространства, в том числе театрального, чтобы на небольшой сцене разместить и заставить жить подлинной жизнью «натуральный»  мир А.Н. Островского в «Шутниках», тургеневское дворянское гнездо «Нахлебника» или всю Францию в «Отверженных» Виктора Гюго. Актерская энергия при этом аккумулируется, позволяя создавать образы, которые могут войти в галерею русского актерского искусства.
Так на сцене театра им.А.Миронова родились и живут в театральном Петербурге: Кузовкин, Хрюков и Боровцов Владимира Матвеева, Кисельников Евгения Баранова, Оброшенов Сергея Барковского, Дорис и Анна Павловна Ксении Каталымовой, Порфирий Головлев Сергея Русскина.  «Глубокое творческое понимание и воплощение авторского мира», увидела в этом критик Т.Москвина. Метод, который «был столбовой дорогой русского театра, но сегодня «не гремит, не пылит, скорее – забился в основном в маленькие сцены, в особенные уголки, где разные чудаки терпеливо выращивают свои «розы и хризантемы». Одним из таких уголков, по мнению Т.Москвиной, становится санкт-петербургский театр «Русская антреприза» под руководством Рудольфа Фурманова.»
В марте, месяце традиционных премьер для театра имени Миронова,  на сцену «Русскойантрепризы» вышли новые герои. И рассказали новые истории.
Пространство сцены завертелось кругом-подиумом, на котором – в два штриха – камин, кушетка, ведерко для угля (художник Олег Молчанов) – «нарисовался» целый дом красавицы Виктории из моэмовской «Красотки и семьи».
Пространство спектакля Влада Фурмана – тонкая материя, которая не терпит ни жирных актерских красок, ни перегрузок. Безукоризненный стиль и ажурная стильность – вот стержень новой премьеры. Фурман поставил пьесу, написанную в 18-м году, но подзвученную песней из репертуара «Битлз».

Великолепные костюмы Олега Молчанова и не менее великолепные актерские роли, каждая из которых может быть бенефисом – от эпизодов (а-парт) М.Рубиной, Г.Субботиной и Н.Мальцевой до исполнителей главных «партий» Нелли Поповой, Михаила Разумовского, Олега Куликовича.
Гротескная комедию, где главная героиня, меняет сценические наряды как перчатки, мужья тянут жребий, кому сбежать первым, угольщик распевает сонеты Шекспира, сквозь пробитую стену летит ролл-ройс, а в роли «переводчика»  («за кадром») наравне с  выступает народный артист Советского Союза Юрий Васильевич Яковлев,  нужна  сегодня не меньше, чем серьезные проблемные разговоры «на тему».
Режиссерский трюк и актерские «акварели» связаны в «Красотке…» такой «круговой» порукой, что послевкусие от спектакля должно остаться, как после дегустации отличного вина. Изжога исключена.

Интерес к хорошему армянскому коньяку проявляют и персонажи второй весенней премьеры  театра — «Сны в летнюю ночь». С той разницей, что они совсем не люди, а… эльфы. Коньяк и эльфы – лишь эпизод.

Знакомства двух «неземных» созданий  (их играют первоклассные петербургские актрисы С.Письмиченко и Е.Унтилова) с человеческими пристрастиями (сами эльфы вовсю «хлещут» нектар, которым,  до полусмерти могут «ухайдакать»  предмет своего обожания).
«Сказку для взрослых» придумали и рассказали замечательные петербургские драматурги Леонид и Ирина Вороны. Историю о том, что может произойти, если заблудившись в лесу вы на какое-то время окажитесь в обществе… сатиров и эльфов. Спектакль,  «где чудеса…», где бродит если не леший, то сатир, горилла, лесные нимфы, юные скрипачи, добропорядочные менеджеры с женами и безбашенные дровосеки «сотворила» талантливая команда – режиссер Евгений Баранов (по совместительству исполняющий роль Сатира), художник Николай Слободяник, актрисы-русалки Светлана Письмиченко и Екатерина Унтилова, а также Николай Дик, Ирина Сотикова, Сергей Дьячков, Илья Мозговой.
В пьесе и спектакле помимо затейливых приключений, раскованных шуток (ни одна из которых не опускается ниже пояса),  есть свой незыблемый нравственный посыл. Каждому в затерянном мире дана возможность постигнуть и душу, и лицо.
Единственное, что вызывает у авторов спектакля стойкое отторжение – человеческое свинство, «безнадежная неразвитость души», стоящие «темной невежественной тушей» между человеком и человеком, человеком и миром, человеком и его душой. Способное разрушить мир не в переносном, «эльфийском» смысле, а тут, сейчас, грубо и может быть насовсем.
Стержень спектакля Евгения Баранова —  о безграничной возможности «пятого элемента» — Любви. И еще – о безграничной возможности искусства актера.

Надо владеть искусством жизни и чувством театра, чтобы позволить себе сегодня (смочь и суметь) во время пресловутового «рынка»,  тотального непрофессионализма при отчаянной наглости лженоваторства —  выращивать свой сад. О ком я? «О Хануме», как говорили в знаменитом спектакле БДТ. О том, кто помог этому родиться. Собирал вокруг себя труппу не из самонадеянных «звезд», а из лучших петербургских артистов, у каждого из которых есть своя мечта.

Дал этой мечте осуществиться. Родится роли. Единолично (а в настоящем театре только так возможно и должно) выстроил свой репертуар из кирпичиков, где на каждом  стоит имя лучших из лучших: Чехова, Тургенева, Гоголя, Островского, Достоевского, Щедрина.  О Фурманове. Авторе и создателе театра «Русская антреприза».

Именно авторе – потому что до Фурманова в русском театре не было подобной театральной модели.
Он давно уже не сумасшедший антрепренер. Эффектное это «прозвище», давшее название его первой книге о людях театра, не то, что утратило первоначальный посыл. Оно существенно поменяло смысл.

Сегодня имеет смысл говорить об «Эффекте Фурманова». О созидательной силе одного человека, художника-собирателя, который (совсем недалеко от Ботанического сада) в Петербурге на Аптекарском острове, развел свой сад-театр. Здесь ведущие актеры Петербурга играют свои лучшие роли (и получают за них и премии, и что более важно любовь зрителя).

Здесь отбираются и ставятся лучшие пьесы, многие из которых или давно не шли на сцене или вообще не имеют подробной сценической истории.
Сегодня он (при всей жесткости в подходе к репертуару своего театра) один из немногих в Петербурге, кто дает возможность не прокормиться, а ре-а-ли-зо-ваться огромному количеству творческого народа. Он (уж точно единственный из худруков, создателей, руководителей) к кому можно придти с любой идеей, и если «волны» совпадут, мы обязательно станем свидетелями рождения нового спектакля. Чудеса? Без сомнения. Только вот к роли Лешего Фурманов уже не подходит, если только в чеховского смысле.

Часто худруки других театров ревниво говорят Р.Д.Фурманову: зачем тебе столько премьер, столько спектаклей? И хоть сегодня, после выпуска подряд двух премьер (в краткие сроки, без государственно дотации, малой постановочной бригадой) Фурманов всё чаще говорит, что устал и уж точно долго-долго ничего выпускать не будет, верится в это с трудом. Потому что самое дорогое, что есть в театре имени Андрея Миронова – это движение таланта.
«Эффект Фурманова» в непрерывном движении. Вовлечение в свое дело новых людей. Не в перестройке — в строительстве и созидании.

В пути.

           Премьера спектакля «Сны в летнюю ночь» 24, 25 (в 15 и 19), 27

(в Международный день театра) марта .

1 (в 15 и 19), 13 и 28 апреля .

24 марта в 12.00 – Общественный просмотр спектакля «Сны в летнюю ночь»;

Премьера спектакля «Красотка и семья» 4, 5, 17, 22 и 28 апреля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *