Танцы и пасторали
театр «Мальтийская капелла»
28 июля
Мальтийская капелла
Танцы и пасторали – в сущности, родственные формы движения, единые в стремлении оторваться от земли и подняться в стихию воздуха, отказаться от ходьбы в пользу кружения и парения. Пастораль как последняя ступень к танцу, как форма равновесия между шагом и прыжком, между ходьбой и танцем.
Органист и композитор Теодор Саломе (Salomé, 1834 – 1896) окончил Парижскую консерваторию. Служил вторым органистом в парижской церкви Св. Троицы. Его органные композиции отличают элегантность и изобретательность, эти неизменные спутники парижской салонной музыки.
Зигфрид Карг-Элерт (Karg-Elert, 1877 – 1933) – наследник двух ведущих школ немецкой музыки XIX века, стоявших некогда в оппозиции друг к другу, — лейпцигской и веймарской, школ Мендельсона-Шумана и Листа-Вагнера. Значительную роль в творческой биографии Карг-Элерта сыграла встреча с Э. Григом (1903). Норвежский мастер посоветовал начинающему композитору изучить контрапунктические и танцевальные формы XVII-XVIII веков, к чему Карг-Элерт отнесся исключительно серьезно.
Музыка Грига также оставила заметный отпечаток на стиле Карг-Элерта.
Наиболее успешными в творчестве Карг-Элерта являются формы миниатюры, а также вариационные циклы пассакальи и чаконы. Хоральные импровизации (всего 66; 1908-1910) отмечены изобретательным многообразием форм, о чем не без гордости говорил сам композитор. Изданы с посвящением А. Гильману.
Александр Гильман (Guilmant, 1837 – 1911) принадлежит к числу наиболее авторитетных мастеров парижского органного искусства последней трети XIX века. Служил церковным органистом в церкви Св. Троицы (с 1871). Гильман был также ярким органистом концертного типа. Давал концерты в зале Трокадеро, много гастролировал в Европе и Америке.
Исполнительский репертуар Гильмана простирался от старинной до современной органной музыки и в свое время не знал себе равных. Он первым начал исполнять и издавать забытых старофранцузских композиторов – Титлуза, Гриньи, Клерамбо, Куперена; познакомил публику с современной музыкой – Листа, Шумана, Рейнбергера, Франка, Сен-Санса, Видора, С. С. Уэсли. Вел классы органа в Schola cantorum и Парижской консерватории.
Подобно С. Франку и Ш.-М. Видору Гильман сочинял для органа нового, симфонического типа, органа работы А. Кавайе-Колля. Однако тип самой композиции у Гильмана обычно далек от симфонических пьес его коллег.
Органные сонаты Гильмана (всего 8) задержались на «досимфонической» стадии, они схематичны по композиции, малоинтересны в отношении тематической работы, сомнительны в выборе мелодического материала (салонно-опереточного происхождения). Но все же многим частям сонат и органным миниатюрам Гильмана присущи блеск и выражение подлинно концертной музыки.
Композитор и органист Йозеф Рейнбергер (Rheinberger, 1839 – 1901) был одним из самых востребованных педагогов по композиции своего времени. Будучи весьма консервативным в своем композиторском творчестве, он также учил композиции в строгой классической традиции. Рейнбергер сочинял в разных жанрах, от песни до оперы и симфонии.
В наши дни более всего известны его 20 сонат для органа.
Родом из Вадуца (Лихтенштейн), Рейнбергер почти всю жизнь провел в Мюнхене, где преподавал в консерватории (фортепиано, орган, композиция), занимал различные музыкальные посты, в том числе придворного капельмейстера (с 1877).
Творчество Рейнбергера примыкает к лейпцигской школе (школе Мендельсона). Его музыку отличает мелодическая пластичность, и однако ей присущи чрезмерное благозвучие и инертность движения.