Танец ради славы
Балетные награды снова нашли своих героев Майя КРЫЛОВА В Москве прошла девятнадцатая церемония награждения лауреатов балетного приза «Бенуа де ла данс». Это международная награда, присуждаемая ежегодно. После оглашения победителей на сцене Большого театра состоялся концерт звезд мирового балета. Приз «Бенуа де ла данс» существует с 1991 года. Название награды связано с семейством Бенуа, которое дало ряд крупных деятелей русской и мировой культуры.
Член этого семейства, скульптор Питер Устинов, придумал сам приз – балетную статуэтку (денег лауреаты не получают). Схема работы очень проста. Оргкомитет приглашает маститых деятелей мировой хореографии поработать в жюри, состав которого ежегодно меняется, за исключением председателя Юрия Григоровича.
Члены жюри одновременно и эксперты, они сами выдвигают номинантов – хореографов, балерин и танцовщиков, творчески преуспевших за прошедший год.
Такие правила одновременно и хороши, и плохи. С одной стороны, приз существует много лет, и в статистической совокупности он охватил многих заметных личностей в мировом балете. Но в списках номинантов прежде всего оказываются те, кто работает в труппе хореографа–члена жюри, станцевал в его балетах или просто в последнее время попался ему на глаза. В итоге перечень кандидатов на «Бенуа» «качает» из стороны в сторону. В этом году, например, среди претендентов нет ни одного артиста из Большого театра потому, что за ГАБТ некому было похлопотать.
Тем не менее церемония награждения (и два концерта вокруг нее) была и есть престижное событие московского балетного сезона. А также возможность познакомиться, пусть и в форме дайджеста, с новостями мировых балетных подмостков.
В этом году в состав жюри входили персоны из Испании, Швейцарии, Америки, Польши, Китая и России. Вели церемонию две артистических дамы по фамилии Александрова: одна – актриса театра «Современник» Марина и другая – прима Большого театра Мария. Сходство фамилий дало ведущим повод для шуток. Юрию Григоровичу предложили загадать желание, раз уж он оказался между однофамилицами.
Витиеватый конферанс затронул также балет «Анна Каренина» (бедный Толстой!), желание дам получить шенгенскую визу и, разумеется, то, как волнующе им стоять на сцене Большого театра. Наконец перешли к награждению. Призы раздавали более чем щедро: в каждой номинации оказалось по два победителя. Среди мужчин награду получили солист московского Музыкального театра Семен Чудин и танцовщик Кубинского классического балета Майами Роландо Сарабиа.
Если первый во фрагменте балета «Затачивая до остроты» сполна подтвердил победный статус, то второй – как Базиль из «Дон Кихота» – порадовал разве что отличными вращениями: артист из США находится не в лучшей профессиональной форме. И незабываемо прищелкивал каблуками Фернандо Ромеро, танцевавший фарруку: артист фламенко из Севильи получил спецприз за свою испанскую виртуозность.
Хороши были обе балерины-лауреатки: китаянка Чжу Янь и солистка балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс. О приме Национального балета Китая говорят, что на пуантах она чувствует себя так же свободно, как в домашних тапочках. Впрочем, на концерте Чжу Янь показала не особенно выразительную современную хореографию, где танец на пальцах или отсутствовал, или был сведен к минимуму.
Высокая гибкая Коппьетерс славится своеобразием манеры. Прима из Монако стильно обольщала партнера во фрагменте балета на музыку Монтеверди: ее длинное тело, затянутое в блестящий комбинезон от Лагерфельда, буквально ходило волнами, излучающими гипноз.
Среди хореографов победил финн Йорма Эло, работающий в Балете Бостона, но свои триумфальные спектакли сделавший в Вене и Москве. Неясно, что именно очаровало жюри из прошлогодних работ Эло – неизвестный в Москве «Сон в летнюю ночь», его первая многоактная работа или короткий опус «Затачивая до остроты» на музыку эпохи барокко.
На следующий год «Бенуа» будет отмечать 20-летие, и организаторы лелеют большие планы. Они хотят, во-первых, отметить юбилей на возрожденной после ремонта сцене старого здания Большого театра.