Татьяна Савенкова:
«Детский театр – это прививка на добро!» Ольга ВОРОБЬЕВА, Мария ДОЛМАТОВА, фото из архива театра Заслуженный деятель искусств России, основатель, директор и бессменный руководитель петербургского театра «На Неве», коренная ленинградка, учившаяся в ГИТИСе у Владимира Левертова и Андрея Гончарова, великолепная актриса, сыгравшая множество ролей в Театре им.
Говорят, что теперь дети взрослеют раньше. Может быть, им уже нужны другие сказки?
– Нашему театру много лет, и все эти годы мы старались развиваться и учили этому детей. Мальчишки и девчонки, для которых мы играли десять лет назад, выросли и теперь приводят к нам своих малышей, которые так же с упоением смотрят наши сказки. Заинтересовать ребенка – сложная задача, потому что ребенок – самый искренний зритель, перед ним нужна такая же степень открытости, иначе просто ничего не получится.
Нашему театру повезло с коллективом. У нас работают замечательные артисты – Валерий Бочкин, Вячеслав Вавилов, Борис Батуев, Сергей Наумов, Юрий Виролайнен, Александра Норец, Светлана Афанасьева, Беата Маковская, Марина Бойцова, и др. Работать с такими мастерами – одно удовольствие.
– На днях вы закрыли двадцать первый театральный сезон…
– Для нашего театра это был очень продуктивный сезон. Мы выпустили спектакль «Снежная королева», который стал аншлаговым для театра, побил все рекорды посещаемости. Побывали с гастролями в Киеве, в Таллине, в Москве, успешно гастролировали на «неосвоенных» территориях – в концертном зале Luxury Village в Барвихе, а сейчас выпускаем актерский курс при РАТИ (ГИТИС).
– Четыре года назад вы набрали актерский курс (мастерская доцента Татьяны Савенковой и декана актерского факультета РАТИ профессора Владимира Теплякова при театре «На Неве». – Прим. авт.). Этим летом ребята получат дипломы и станут профессиональными актерами. Самое время подводить итоги.
Оправдал ли себя четырехгодичный эксперимент?
– Судите сами – большинство моих студентов уже заняты в больших ролях, все играют в текущем репертуаре с первых дней обучения, многие останутся и дальше работать в театре. Они получают удовольствие от игры – это важно, потому что от радости пребывания на сцене напрямую зависит качество наших спектаклей, их энергетика, настроение и посыл. Благодаря заинтересованности наших замечательных педагогов, в числе которых заслуженный артист России Виктор Вавилов и заслуженная артистка России Светлана Давыдова, этот опыт удался.
Учеба при детском театре – это своего рода экзамен на выживание в профессии. Я уверена, что если ребята научились играть для детской аудитории, то дальше им любой зал будет «по плечу».
– Как вы считаете, в чем сейчас основная проблема детского театра?
– Артист детского театра зачастую играет 2–3 спектакля в день, при таком графике он не может подрабатывать в кино. Театр для наших актеров – это дом и место службы. У них нет другого способа заработка, поэтому крайне важно, чтобы артисты детских театров получали достойные зарплаты.
Что касается «детского вопроса», то это особая, очень сложная проблема. У детей и молодежи с невысоким достатком сегодня нет возможности полноценно развиваться, заниматься творчеством или спортом.
– В чем же решение проблемы?
– Ребенок должен быть занят. Поэтому необходимо министерство или департамент, который занимался бы проблемами досуга детей. Телевизионная цензура – это панацея от многих болезней общества.
Я убеждена, что ребенок, который ходит в театр, никогда не станет бандитом. Роль детского театра, его воспитательная функция часто недооцениваются. Между тем театр для детей – это наше будущее в прямом смысле слова.
Будущее, которое здесь, «На Неве», мы созидаем ежедневно каждым своим спектаклем.