Татьяна Шмыга, Елена Образцова: два юбилея
Предпоследняя январская неделя в столице была ознаменована двумя крупными юбилейными событиями в области музыкального театра. И хотя певицы, отпраздновавшие юбилеи своей творческой деятельности, буквально и фигурально "из разных опер", у обоих праздничных поводов есть, безусловно, одно объединяющее — обе артистки уже на протяжении многих десятилетий пользуются неизменной и заслуженной любовью публики на просторах всего бывшего СССР, их бешеная популярность не снижается, а творческой активности могут позавидовать многие и многие из молодых.
23 января на сцене Московского театра оперетты 50-летие творческой деятельности отмечала самая знаменитая примадонна отечественной музыкальной комедии Татьяна Шмыга. История музыкального театра знает немало звёзд этого не такого уж лёгкого как принято считать жанра, и его знатоки сходу назовут с десяток имён, слава которых перешагнула национальные и временные границы — Ханна Хонти, Марика Рёкк, Любовь Орлова… Но феномен Шмыги уникален даже в этом звёздном ряду — прекрасные артистические, вокальные и внешние данные в сочетании с необыкновенным сценическим обаянием и настоящим куражом (чего так не хватает многим из сегодняшних протагонистов Московской оперетты), плюс необыкновенное трудолюбие и неустанное творческое горение создали звезду советской / российской оперетты, равной которой, пожалуй, так и не появилось за эти полвека.
В юбилейный вечер Театр оперетты, как и положено, ломился от публики, а в партере были замечены многие деятели отечественной культуры — Вера Васильева, Владимир Этуш, Марк Розовский, Эльдар Рязанов… Программа праздника была строго (только уместно ли здесь это наречие?) выстроена по законам любимого жанра, куда органично вписались поздравления Фёдора Чеханкова и Театра сатиры, но основную нагрузку несли артисты родного театра, среди которых и сегодня, слава Богу, есть незаурядные сценические и вокальные дарования, и, прежде всего, это череда молодых примадонн театра — Лилия Амарфий, Елена Ионова, Елена Зайцева.
Настоящими красивыми голосами и великолепной сценической культурой порадовали признанные мастера труппы Светлана Варгузова и Юрий Веденеев. Как и положено, гвоздём программы оставалась сама Шмыга — с парадоксально неувядающим голосом (конечно, он уже не тот, что 20 лет назад, но всё так же звонок и стабилен в течение всего долгого вечера), элегантная и изящная, она царила в полном смысле слова — много пела (в том числе и трудные в вокальном плане номера, среди которых, например, прекрасно прозвучавший дуэт из "Королевы чардаша" с нестареющим Герардом Васильевым), танцевала, шутила, а в конце трогательно поблагодарила свой театр и свою публику, верной которым она продолжает оставаться и сегодня.
Спустя два дня в Большом театре России 40-летие творческой деятельности праздновала великая Елена Образцова. В России всегда было много замечательных певцов, были и великие имена, но, пожалуй, после Шаляпина только Образцовой удалось снискать столь внушительную мировую славу.
Звезда её зажглась рано и сразу очень ярко — но и сегодня сияет не только на сцене родного театра: и спустя сорок лет у певицы нет недостатка в престижных международных ангажементах, её рады принимать у себя "Ла Скала" и "Метрополитен" (Бабуленька в "Игроке" Прокофьева), "Ла Фениче" (Княгиня в "Сестре Анджелике" Пуччини) и "Опера Бастий" (Ахросимова в "Войне и мире" Прокофьева), а недавно она исполнила совершенно новую для себя роль (хотя Москва, конечно, помнит её прекрасные вечера оперетты в Консерватории) — Князя Орловского в премьере "Летучей мыши" Иоганна Штрауса на сцене Вашингтонской Оперы.
В свой творческий вечер (к сожалению весьма претенциозно и безвкусно срежиссированный эпатажным Романом Виктюком) певица почти не уходила со сцены и выбрала для себя программу без каких-либо скидок на возраст — арии из "Царской невесты", "Пиковой дамы", "Вертера", "Кармен", "Адриенны Лекуврёр" звучали в полноценном варианте в сопровождении оркестра театра под управлением Павла Клиничева. Конечно, столь долгая и интенсивная международная карьера не могла пройти бесследно и голос сегодняшней Образцовой — это даже не её же голос десятилетней давности: наиболее уверенно ныне звучит только знаменитый нижний регистр, в котором всё так же слышно клокотание страстей и какая-то бездонная и пугающая тайна. Однако певице по-прежнему не занимать в колдовском умении держать зал, увлечь его за собой и заставить двухтысячиголовый монстр затаив дыхание следить за каждым её истаивающим пианиссимо. На свой праздник Образцова позвала верных друзей — многолетних соратников по сцене, также из плеяды великих голосов Большого: с Зурабом Соткилавой она исполнила финальную сцену из "Кармен" и большой дуэт из "Трубадура", а с Маквалой Касрашвили сцену из второго акта "Адриенны Лекуврёр" и знаменитую баркароллу из "Сказок Гофмана" Оффенбаха.
В заключении академической части вечера со своей дочерью Еленой Макаровой (чей голос, увы, не может претендовать даже на роль тени голоса её великой матери) юбилярша спела игривый кошачий дуэт Россини, а потом настал час джаза: под аполлоновой квадригой певица решилась показать часть программы, которую она недавно презентовала в родном Петербурге — с ансамблем Игоря Бутмана в течение более чем получаса Образцова окунала слушателей в доселе неведомый для неё мир джазовой импровизации, в котором дебютантке явно не хватало ритмической и интонационной точности, но в избытке было собственно голоса, гудевшего благодаря микрофонному усилению особенно мрачно и зловеще. Но, думается, что со своим безграничным талантом Образцова найдёт свой индивидуальный рисунок и в этом новом для себя деле, прибавив к своему огромному репертуару ещё один, необычный бриллиант и подарив джазу то, в чём он практически всегда обделён — один из прекраснейших голосов нашего времени.